Добычина, Н. Д. Предприниматели Мурмана на рубеже веков / Надежда Добычина. - Мурманск : Север, 2002. - Кн. 1. - 349,[2] с., [4] л. ил.

А тридцатые годы? - Именно тогда социологию объяви­ ли «прислужницей буржуазии»: партия и так все знала, что остальным надо знать о себе и о мире. Социологизм « Жить стило лучше, жить стило веселее » не нуждался ни в чьей про­ верке. Но когда после XX съезда партии появились попытки ре­ формировать общественные науки, «впередсмотрящие» на идеологической вышке обрушились даже на самые слабые по­ пытки получить ответы на конкретные вопросы от людей о их жизни. Эти попытки были обвинены в ... буржуазном объек­ тивизме! Вместе с тем, профессиональные опросы, проведенные в начале 60-х годов, были настоящей революцией в общество­ ведении. В программах опросов использовалась еще старая фразеология, но ориентация на доказательность выводов, опора на факты несли в себе угрозу существующему поло­ жению номенклатуры. С этим смириться было, конечно же, не возможно. Поэтому уже в начале 70-х годов люди с «выш­ ки» задавили прежде всего социологическую мысль, а вихри анкетирования сразу вошли в арсенал бюрократических ме­ тодов. Появилась инкетния видимость социологии. Фраза «проведена анкета» стала непременным атрибутом отчетных докладов партийных комитетов. Разные годы, разные поколения россиян, а социологизм крепчал и приспосабливался, меняя лозунги и обличия. В ре­ зультате к анкете начинают относиться не как к одному из очень многих социологических инструментов, а как к офици­ альному документу. Круг замкнулся: анкета - синоним всей прикладной социологии. Через нее власть нисходит до повсед­ невной жизни, стремясь обобщить и проанализировать малень­ кого человека. Российский социолог, как составитель и рас­ пространитель анкеты, несет на себе отсвет власти. Посто­ янно воспроизводится ощущение способности научить людей, как им надлежит жить, а в случае необходимости - принудить их к счастью. Анкетомания - уродливое воплощение другого известно­ го лозунга: « Все - во имя человека, все - для благи человека». 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz