Добычина, Н. Д. Предприниматели Мурмана на рубеже веков / Надежда Добычина. - Мурманск : Север, 2002. - Кн. 1. - 349,[2] с., [4] л. ил.

А в целом этот съезд был уникальным - ибо он являлся и последним съездом советской, российской социологической ассоциации. Именно там я впервые услышал и попробовал разобраться с понятием «СОЦИОЛОГИЗМ». Железобетонная общественная атмосфера определенных периодов нашей истории, - поясняет свои мысли В. Марари­ ца, - порождает железобетонный СОЦИОЛОГИЗМ. В нем дремлют все стереотипы, предрассудки массового сознания. Они обезличивают человека, превращают его в послушного исполнителя социальных ролей, не зависимых от личного, нравственного выбора, исполнителя функции: или «гегемо­ на», или «прослойки», или «народа» и т. д., как в театре ма­ сок. Человек становится «винтиком», потерявшим право на собственную судьбу, - ему предписывают играть роли, де­ лать «что положено», потому что «надо»... Социологизм заменяет живого человека его социальны­ ми координатами, заданными извне. И начинается его реаль­ ная жизнь: личность взваливает на себя бремя ответственно­ сти - но не за себя, а за СВОЮ РОЛЬ. Смирись с принципом «Все так делают» - и свободный жизненный выбор сменяется покорностью обстоятельствам... Вспомните платоновское словосочетание «вещество су­ ществования». Оно как бы впитало огромное количество фе­ номенов нашей, российской жизни. При этом поражает покор­ ность и бездеятельность «вещества существования»! Отсю­ да - как следствие - не только ощущение безнаказанности, но и фактическая безнаказанность «прорабов» всевозможных со­ циальных экспериментов над обществом. «Прорабы» - это образное выражение. В свое время главным прорабом стра­ ны по строительству был Лаврентий Берия. Прорабом пере­ стройки назвали и Михаила Горбачева. Но, употребляя этот банальный «строительный» образ, я понимаю его более ши­ роко. В каком-то смысле это и каждый из нас, когда мы гово­ рим о мотивах наших жизненных поступков. Получив «по делам нашим», мы ищем оправдания во вне: «пережитки прошлого», «происки спецслужб», «культ лично­ сти», «волюнтаризм», «застойный период», «...а что я мог сде­ 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz