Добычина, Н. Д. Предприниматели Мурмана на рубеже веков / Надежда Добычина. - Мурманск : Север, 2002. - Кн. 1. - 349,[2] с., [4] л. ил.
А в целом этот съезд был уникальным - ибо он являлся и последним съездом советской, российской социологической ассоциации. Именно там я впервые услышал и попробовал разобраться с понятием «СОЦИОЛОГИЗМ». Железобетонная общественная атмосфера определенных периодов нашей истории, - поясняет свои мысли В. Марари ца, - порождает железобетонный СОЦИОЛОГИЗМ. В нем дремлют все стереотипы, предрассудки массового сознания. Они обезличивают человека, превращают его в послушного исполнителя социальных ролей, не зависимых от личного, нравственного выбора, исполнителя функции: или «гегемо на», или «прослойки», или «народа» и т. д., как в театре ма сок. Человек становится «винтиком», потерявшим право на собственную судьбу, - ему предписывают играть роли, де лать «что положено», потому что «надо»... Социологизм заменяет живого человека его социальны ми координатами, заданными извне. И начинается его реаль ная жизнь: личность взваливает на себя бремя ответственно сти - но не за себя, а за СВОЮ РОЛЬ. Смирись с принципом «Все так делают» - и свободный жизненный выбор сменяется покорностью обстоятельствам... Вспомните платоновское словосочетание «вещество су ществования». Оно как бы впитало огромное количество фе номенов нашей, российской жизни. При этом поражает покор ность и бездеятельность «вещества существования»! Отсю да - как следствие - не только ощущение безнаказанности, но и фактическая безнаказанность «прорабов» всевозможных со циальных экспериментов над обществом. «Прорабы» - это образное выражение. В свое время главным прорабом стра ны по строительству был Лаврентий Берия. Прорабом пере стройки назвали и Михаила Горбачева. Но, употребляя этот банальный «строительный» образ, я понимаю его более ши роко. В каком-то смысле это и каждый из нас, когда мы гово рим о мотивах наших жизненных поступков. Получив «по делам нашим», мы ищем оправдания во вне: «пережитки прошлого», «происки спецслужб», «культ лично сти», «волюнтаризм», «застойный период», «...а что я мог сде 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz