Добычина, Н. Д. Предприниматели Мурмана на рубеже веков / Надежда Добычина. - Мурманск : Север, 2002. - Кн. 1. - 349,[2] с., [4] л. ил.
ростовщиков. После этого Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента - не более 20 годовых. По сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запре щено и всячески пресекалось. Анализируя характер великороссов, историк и академик В. Безоб разов выделяет особо черты, которые способствовали развитию рус ского предпринимательства: чувство меры, практический расчет, само обладание, трезвость характера, сила воли. Всеми этими качествами обладал и один из любимых героев русского народного творчества - купец Садко, прообразом которого стал реальный человек: новгородс кий купец Сотко Сытин, упоминаемый в летописи в 1167 г. в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Новгороде Великом. Купец-пред приниматель показан как герой-богатырь, причем подвигом его пред ставлена торговая деятельность. В результате своего удачного завер шения долгого и полного опасностей путешествия с целью торговли, Садко построил церковь Николе Можайскому и Пресвятой Богороди це. Кстати, это очень типичный конец - спасение, большая коммерчес кая удача знаменовались в среде русских купцов возведением храма. Так в сознании русского человека отражалась идея искупления за богатство, которое всегда связано с грехом, как трактует русская пра вославная народная этика, имеющая, как ни парадоксально, еще дох ристианские корни! Она создавала атмосферу почитания идеалов доб ра, души, справедливости, правды и нестяжательства. Суть учения зак лючается в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными. Поэтому русскому православному че ловеку чужда идея богатства ради богатства - представления прогрес са, как постоянного наращивания обладания все большим числом ве щей и предметов. Труд в православной этике русского человека - безус ловная добродетель, исполнение которой - высшее жизненное наслаждение, ибо посредством его он приближается к Богу, преодоле вает свою греховную основу, а богатство - это средство делать добро, служить людям. Таким образом, национальная психология русского человека смиряется с греховностью богатства. Не случайно поэтому построить храм или богадельню - это самый традиционный путь покая ния и общественного служения, который использовали купцы и пред приниматели. Но кроме того, возникали и иные пути: меценатство, со бирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей, благодаря им возникло музейное дело. Сотни музеев, особенно крае ведческих, создано благодаря им в губернских и уездных городах Рос сии. Русские предприниматели первыми начали собирать церковно-сла вянские книги, иконы, разные предметы русской старины. Нельзя умолчать о том, что купцы, промышленники вкладывали деньги в книгоиздательство, финансировали театральное искусство. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz