Добычина, Н. Д. Предприниматели Мурмана на рубеже веков / Надежда Добычина. - Мурманск : Север, 2002. - Кн. 1. - 349,[2] с., [4] л. ил.

ростовщиков. После этого Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал сумму процента - не более 20 годовых. По сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запре­ щено и всячески пресекалось. Анализируя характер великороссов, историк и академик В. Безоб­ разов выделяет особо черты, которые способствовали развитию рус­ ского предпринимательства: чувство меры, практический расчет, само­ обладание, трезвость характера, сила воли. Всеми этими качествами обладал и один из любимых героев русского народного творчества - купец Садко, прообразом которого стал реальный человек: новгородс­ кий купец Сотко Сытин, упоминаемый в летописи в 1167 г. в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Новгороде Великом. Купец-пред­ приниматель показан как герой-богатырь, причем подвигом его пред­ ставлена торговая деятельность. В результате своего удачного завер­ шения долгого и полного опасностей путешествия с целью торговли, Садко построил церковь Николе Можайскому и Пресвятой Богороди­ це. Кстати, это очень типичный конец - спасение, большая коммерчес­ кая удача знаменовались в среде русских купцов возведением храма. Так в сознании русского человека отражалась идея искупления за богатство, которое всегда связано с грехом, как трактует русская пра­ вославная народная этика, имеющая, как ни парадоксально, еще дох­ ристианские корни! Она создавала атмосферу почитания идеалов доб­ ра, души, справедливости, правды и нестяжательства. Суть учения зак­ лючается в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными. Поэтому русскому православному че­ ловеку чужда идея богатства ради богатства - представления прогрес­ са, как постоянного наращивания обладания все большим числом ве­ щей и предметов. Труд в православной этике русского человека - безус­ ловная добродетель, исполнение которой - высшее жизненное наслаждение, ибо посредством его он приближается к Богу, преодоле­ вает свою греховную основу, а богатство - это средство делать добро, служить людям. Таким образом, национальная психология русского человека смиряется с греховностью богатства. Не случайно поэтому построить храм или богадельню - это самый традиционный путь покая­ ния и общественного служения, который использовали купцы и пред­ приниматели. Но кроме того, возникали и иные пути: меценатство, со­ бирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей, благодаря им возникло музейное дело. Сотни музеев, особенно крае­ ведческих, создано благодаря им в губернских и уездных городах Рос­ сии. Русские предприниматели первыми начали собирать церковно-сла­ вянские книги, иконы, разные предметы русской старины. Нельзя умолчать о том, что купцы, промышленники вкладывали деньги в книгоиздательство, финансировали театральное искусство. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz