Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

представлении эти люди должны быть необыкновенно до б ­ рыми, необыкновенно от зывчивыми . Вот . Именно должно ис­ ходит ь спокойствие. Туда заш ел [ п а у з а ] , и далеко не все гда эт о бывает так. Особенно у нас в кировском храме. Соб.: А может быть, вспомните пример какой-то? Инф.: Н у да, в общем-то. Мы тогда т уда зашли, а эти бабушки - они могут вот в не очень такой, грубой форме, сделать зам е ­ чание: <<Ну, молодежь наша». Н у пускай даже по незнанию . П у ­ скай там еще что-то. Ну пускай без брюк, не покрыта голо ­ ва. И, в общем-то, это довольно в резкой форме. Часто очень. Р е зко очень в кировском храме. И это портит отношение, в общем, ко всему ( Ж е н щ и н а , р о д и л а с ь в 1 9 7 0 г о д у в п о с е л к е К у - к п с в у м ч о р р М у р м а н с к о й о б л а с т и . З а п и с а н о в К и р о в с к е ) . С т о л к н о в е н и е ц е р к о в н ы х п р е д п и с а н и й с п р и в ы ч н ы м и н о р м а м и о с у щ е с т в л е н и я р и т у а л ь н ы х д е й с т в и й , н а п р и м е р , п р и и с п о л н е н и и п о ­ м и н а л ь н о г о о б р я д а , с п о с о б н о в ы з в а т ь о т т о р ж е н и е и н е г а т и в н ы е о ц е н ­ к и д е я т е л ь н о с т и п р е д с т а в и т е л е й п р а в о с л а в и я . П р е ж д е в с е г о э т о н а ­ б л ю д а е т с я у н е в о ц е р к о в л е н н ы х в е р у ю щ и х : Смотрите, здесь местный священник пишет, что не нужно оставлят ь еду на кладбище, не нужно носить цветы. К ак это так? Всю жизнь носили. Та-а-а-к. Сейчас прочитаем [ п а у з а ] Вот: кто усопших водкой поминает, тот им больше м ук до ­ ставляет . Так, так, так. Дальше. Кто поминал усопших во д ­ кой, тот должен пойти на могилу, попросить у них прощения с земным поклоном, а затем в храм е на исповеди раскаят ься и впредь таких бесчинств не творить! Тут еще, зачем усопш е ­ м у цветы [ п а у з а ] пишет, что все это языческое, в общем [ п а у ­ з а ] ну, и как прикажете это понимать? К ак человеку понять? М н е не понятно это совсем. Вот когда у меня муж умер - очень т рудно было. Не передать словами. Н у а день похорон - это ведь такое испытание для человека, а если мы не будем делать то, что принято, то, что всегда люди делают , то как быть? Не понимаю я этого ( Ж е н щ и н а , р о д и л а с ь в 1 9 5 7 г о д у в М у р ­ м а н с к е . З а п и с а н о в П о л я р н ы х З о р я х ) . И н ф о р м а н т ы , к о т о р ы е п р и з н а ю т с е б я п р а в о с л а в н ы м и , н о н е ч а с т о п о с е щ а ю т ц е р к о в ь , т е м н е м е н е е и м е ю т ч е т к и е п р е д с т а в л е н и я о т о м , к а ­ к и м о б р а з о м о н а д о л ж н а ф у н к ц и о н и р о в а т ь и к а к о й в н е й д о л ж е н б ы т ь р а с п о р я д о к . Б о л ь ш о е к о л и ч е с т в о о п р о ш е н н ы х с ч и т а е т , ч т о х р а м - м е ­ с т о с а к р а л ь н о е . С п о я в л е н и е м о б щ и н ы п р о и с х о д я т ф о р м и р о в а н и е в н у т р и х р а м о в о й к у л ь т у р ы и ее р а с п р о с т р а н е н и е с р е д и н а с е л е н и я . Н е ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz