Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

значение, имеет значение, когда нужно привлечь такого че­ ловека с магическим сознанием. Да? В храм . Как-то Степан Великосербский построил храм , язычники просто заходили посмотреть на его красоту. И помолиться, ничего, просто по­ смотреть. У них не было никогда такого. А дальше он уже на ­ чал проповедовать и работат ь с ними. То есть на сегодняшний день можно сказать, что форма храма , она имеет миссионер­ ское значение. Н у опять же, по существу, разницы нет. Сущ ­ ность совершаемого таинства остается одна и та же. Б л а го ­ дать одна и та же ( М у ж ч и н а . З а п и с а н о в А п а т и т а х ) . П р е д с т а в л е н и я м н о г и х и н ф о р м а н т о в о т о м , к а к д о л ж н а в ы г л я д е т ь ц е р к о в ь , о р и е н т и р у ю т с я н а п р е ц е д е н т ы , с о о т в е т с т в у ю щ и е к а н о н и ч е ­ с к и м т р е б о в а н и я м [ С в о д п р а в и л п о п р о е к т и р о в а н и ю и с т р о и т е л ь с т в у « З д а н и я , с о о р у ж е н и я и к о м п л е к с ы п р а в о с л а в н ы х х р а м о в » , 2 0 0 0 : Э Р ] . А р х и т е к т у р а к у л ь т о в о г о с о о р у ж е н и я д о л ж н а с о о т в е т с т в о в а т ь и х п р е д ­ с т а в л е н и я м о б э т и х о б ъ е к т а х . К а к о т м е ч а е т С . С . А в а н е с о в , « к о н с т р у ­ и р о в а н и е с а к р а л ь н о г о п р о с т р а н с т в а в р у с с к о й х р и с т и а н с к о й к у л ь т у р е и з н а ч а л ь н о о с у щ е с т в л я л о с ь к а к с в о е г о р о д а в и з у а л ь н о - с е м и о т и ч е ­ с к и й т р а н с ф е р - п е р е н о с и д е и с в я щ е н н о г о м е с т а п у т е м в о с п р о и з в е д е ­ н и я к л ю ч е в ы х с м ы с л о в ы х м а р к е р о в в о р и г и н а л ь н ы х м е с т н ы х ф о р м а х и т р а д и ц и я х » [А в а н е с о в , 2 0 1 4 : 6 1 ] . С о б с т в е н н о , е с л и в н е ш н и й о б л и к х р а м о в о й п о с т р о й к и о т к л о н я е т с я о т т р а д и ц и о н н ы х п р е д с т а в л е н и й г о ­ р о ж а н о ц е р к о в н о й а р х и т е к т у р е , т о э т о п р и в о д и т к р е з к о н е г а т и в н о й ее о ц е н к е . Т а к , у с т а н о в к а п р а в о с л а в н о й ч а с о в н и в в и д е с а а м с к о й к у - в а к с ы в р а й о н е г о р о д а А п а т и т ы в ы з в а л а н е о д н о з н а ч н ы е в ы с к а з ы в а ­ н и я , в т о м ч и с л е и н е г а т и в н ы е : Если это часовня, то это часовня. О на должна иметь архи ­ тектурное, какое-нибудь. Да? Должна соответ ствоват ь православным вот этим вот культ овым сооружениям. Вот. А тут кувакса . Но это все равно что православн ую какую - то традицию соединить с каким -нибудь молодежным со вр е ­ менным культом. Вот зачем это делат ь? Просто памятник саамам - он какой у годно может быть. К ак они сами захотят . Просто зачем это смешивать, кому эт о приходит в голову? Это же ра зны е вещи ( Ж е н щ и н а , р о д и л а с ь в 1 9 7 8 г о д у , п р о ж и ­ в а е т в А п а т и т а х ) . П р и м е ч а т е л ь н о , ч т о э т н и ч е с к а я с а а м с к а я с и м в о л и к а н е т о л ь к о п р и ­ з н а е т с я п р о т и в о р е ч а щ е й п р а в о с л а в н о й , н о и с о п о с т а в л я е т с я с м о л о д е ж ­ н о й . О н а а с с о ц и и р у е т с я с « с о в р е м е н н о й » , т о е с т ь в т о р и ч н о й , м о д н о й , а н е и с к о н н о й . Д л я и н ф о р м а н т а с а а м ы - « о н и » , « д р у г и е » , и , к а к с л е д у - 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz