Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

1 9 5 2 г о д у в а у л е А м а н г е л ь д ы Т а л а с с к о г о р а й о н а Ж а м б ы л с к о й о б л . ( Р е с п у б л и к а К а з а х с т а н ) . З а п и с а н о в П о л я р н ы х З о р я х ) . М ы и м е е м д е л о с в е с ь м а р а с п р о с т р а н е н н ы м я в л е н и е м , к о г д а в с я ­ к о г о р о д а к о м м е р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь , т а к ж е , к а к и б ю р о к р а т и ч е с к а я , в ы з ы в а е т о т р и ц а т е л ь н о е о т н о ш е н и е к ц е р к в и и м о ж е т с т а т ь п р и ч и н о й , п о к о т о р о й и н ф о р м а н т ы о т к а з ы в а ю т с я о т п о с е щ е н и я х р а м а . Д л я м н о ­ г и х , о с о б е н н о п р и с и т у а т и в н о м о б р а щ е н и и в х р а м , о к а з ы в а е т с я о т к р о ­ в е н и е м т о о б с т о я т е л ь с т в о , ч т о ц е р к о в ь , « о т д е л е н н а я о т г о с у д а р с т в а » , п р е д с т а в л я е т , п о с у щ е с т в у , т а к о й ж е с о ц и а л ь н ы й и н с т и т у т , и м е е т с в о ю с т р у к т у р у , б ю р о к р а т и ч е с к и й а п п а р а т и о с у щ е с т в л я е т э к о н о м и ч е с к у ю д е я т е л ь н о с т ь д л я с о б с т в е н н о г о у к р е п л е н и я : Когда мы крестили ребенка | п а у з а ] , меня кто-то предупреж­ дал, что надо нести документы на ребенка, и для меня, кста­ ти, это было большим откровением. Мы с крестной матерью и мужем принесли ребенка крестить, оказалось, что обязат ель­ но надо иметь с собой свидетельство о рождении, чтоб они его там куда-то занесли. Меня это настолько поразило! Потому что я всегда думала, что государст во и религия вообще суще­ ствуют параллельно. < ...> То есть, во-первых, меня удивила такая бюрократическая система, что они отчитываются пе­ ред налоговой, очевидно. То есть какую -то сумму стоит вот это все. Вот. Н у опять же вот это денежный вопрос. М не ка ­ жется, что правильнее, чтобы люди за крещение, отпевание там, венчание, чтобы это благотворительность. < ...> Н у как- то вообще противоречит изначальной идее церкви, которая у нас якобы отделена от государства. Я не знаю, во всех это церквях или нет, но у нас в апатитской так. Плюс как бы та­ кое отношение бюрократичное, как в ?ККХ. Там обычно могут так разговаривать. Вот примерно что-то такое прозвучало в церкви ( Ж е н щ и н а , р о д и л а с ь в 1 9 7 8 г о д у в г о р о д е Б о б р о в В о р о ­ н е ж с к о й о б л а с т и . З а п и с а н о в А п а т и т а х ) . К о н к р е т н о е м е с т о , н а к о т о р о м в о з в е д е н а ц е р к о в ь и л и д р у г а я п р а ­ в о с л а в н а я к у л ь т о в а я п о с т р о й к а , н а д е л я е т с я о с о б ы м и з н а ч е н и я м и . Н а ­ л и ч и е с п е ц и ф и ч е с к и х с в о й с т в у д а н н о г о м е с т а а р г у м е н т и р у е т с я с в я ­ з а н н ы м и с н и м с ю ж е т а м и , б ы т у ю щ и м и в г о р о д с к о й с р е д е . Ч а щ е в с е г о о т м е ч а е т с я к а ч е с т в о « н а м о л е н н о с т и » , п о д к о т о р ы м п о н и м а е т с я д л и ­ т е л ь н о с т ь и с п о л ь з о в а н и я м е с т а в к у л ь т о в ы х ц е л я х , к а к с а к р а л ь н о г о : Поскольку я себя все-таки считаю православным человеком, без фанатизма, конечно. Естественно. Но крещеная. В цер­ ковь я хожу. Но. Вот здесь я иду в церковь крайне редко , как 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz