Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

н е н р а в и т ь с я и ч л е н а м о б щ и н ы , и п р и х о ж а н а м , к а к э т о б ы л о в г о р о д е К и р о в с к е . Е с л и м е с т о п о к а к и м - л и б о п р и ч и н а м н е н р а в и т с я ч л е н а м о б ­ щ и н ы , а а л ь т е р н а т и в а о т с у т с т в у е т , т о м о ж е т п о я в и т ь с я с ю ж е т , о б о с н о ­ в ы в а ю щ и й п р е д о п р е д е л е н н о с т ь м е с т а : На предложение строить храм на улице Солнечной община сначала не соглашалась. Вроде как-то под горой. Решили все помолиться Богу, чтобы Господь у правил наши сердца. И вдруг стало понятно: первые поселенцы были привезены на эти ме­ ста, стояли здесь палатки. Кто-то вспомнил, что в одном из построенных здесь бараков жил священник. Господь управил наши сердца. Постепенно стало понятно, что ведь это очень доступное место для прихожан: молодым близко пешком дой­ ти, для приезжающих из Титана, Коашвы, 25-го километра, а также пожилых и больных рядом конечная остановка. После поминальных служб люди часто едут на кладбище, и это бли з­ ко. Рядом первое кладбище, на котором похоронены те, кто вы ­ маливал у Господа для нас жизнь в этом суровом краю, те, ко­ торые пострадали за веру, те, которые отдали свои жизни за Родину. Помнят старые прихожане, что в этом месте в доме жил один из священников нашего храма. Да и красиво будет при въезде в город, хотя храм создается не для внешней кра ­ соты, а для молитвенного общения с Богом, для возрастания духом, для получения помощи от разруш ения духовного ( Ж е н ­ щ и н а , р о д и л а с ь в 1 9 4 0 г о д у в Ю ж н о - С а х а л и н с к е . З а п и с а н о в К и р о в с к е ) . П р е д с т а в л е н и е о т о м , ч т о х р а м д о л ж е н р а с п о л а г а т ь с я н а г о р е , б ы т ь д о с т у п е н и в и д е н , в с т р е ч а е т с я ч а с т о . П р и э т о м н а в о п р о с « п о ч е м у ? » и н ­ ф о р м а н т ы о т в е ч а ю т , к а к п р а в и л о , о д н о с л о ж н о , з а р е д к и м и с к л ю ч е н и ­ ем , к о г д а н а ш с о б е с е д н и к н а ш е л р а ц и о н а л ь н о е о б о с н о в а н и е в и с т о р и и : Ну, дело в том, что раньше на Руси выбирали самое высокое место. Ну, во-первых, почему. Во-первых, это безопасно. Пото­ м у что все раньше населенные пункты | п а у з а | раньше нахо­ дились у рек. Потому что это были транспортные сети, ком­ муникации, раньше ж не было самолетов там, железных дорог. А потому церкви стояли на высоком месте. Плюс еще церкви, они служили как бы ориентиром определенным, то есть они звонили. И если, допустим, была пур га или еще что-то, нужно было, чтобы путники, которые заблудились, звонили в коло­ кол. То есть з в у к должен был распространят ься далеко. По­ этому все, что выбирали, именно на горе. Это для того, чтобы было видно его, с одной стороны, безопасно, и чтобы как можно 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz