Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

с т я м и . Н а п р и м е р , д л я м а л ы х г о р о д о в К о л ь с к о г о С е в е р а н е о б х о д и м ы с п е ц и а л ь н ы е п р о е к т ы , р а с с ч и т а н н ы е н а н е б о л ь ш о е к о л и ч е с т в о ч е л о в е к и а д а п т и р о в а н н ы е к у с л о в и я м С е в е р а . « А д а п т а ц и я » п р о е к т а ч а с т о л о ­ ж и т с я н а п л е ч и с в я щ е н н о с л у ж и т е л е й и а р х и т е к т о р о в , з а н и м а ю щ и х с я п о с т р о й к о й : А в Кировске вообще очень интересно. Мой муж, когда стро­ ил церковь, они с отцом Михаилом искали проект, чтобы он подходил специально для маленького северного города. Потом помню, как за паникадилом ездили ( Ж е н щ и н а , р о д и л а с ь в 1 9 6 0 г о д у в К и р о в с к е . З а п и с а н о в А п а т и т а х ) . П о с л о в а м б ы в ш е г о м и т р о п о л и т а М у р м а н с к о г о и М о н ч е г о р с к о ­ г о С и м о н а , п р и н ц и п ы п о д б о р а а р х и т е к т у р н о г о в и д а ц е р к в е й д о л ж н ы б ы т ь п р о с т ы и п р и с п о с о б л е н ы к м а л ы м г о р о д а м : Соб.: А почему храмы выглядят именно таким образом? Кто решает, как они будут выглядеть? Инф.: Нет, ну тут простой подход [ п а у з а ] . Элементарность. Вот. Все необходимое. Вот. И чтобы не было вычурности. Я это не люблю. И не хочу. И сейчас это модно, и это требует боль­ ших затрат . И на этой вычурности зарабатывают не толь­ ко на храмах. Вот всякие элементы, это все-все накручивает ­ ся, накручивается, накручивается, а оно совсем не нужно, вот. Понимаете, поэтому первый принцип - это простота, это элементарно. Н у и потом, это второй принцип. Вот. Я при­ держиваюсь, не увлекат ься или избежать гигантомании. Н е­ большие. Вот. Ну здесь понятно, в областном центре, каф ед ­ ральный собор. Вот. А в небольших городах, ну зачем? Лучше поставить два меленьких. Они будут доступными. Н у вот, таким принципом я руководст вую сь, ну, наверное, ра зрабат ы ­ ваем. Где-то обычно копируют, где-то заимствуют проект. Заказы вают там специально. Тут вот работает ... это очень дорого, то есть мы берем образец какой-то, настоящий, и его, ну адаптируем его сюда. Или же, или же.... Свой какой-то та­ кой простой. Принцип такой. Материальные учитываются возможности. М а т е р и а л , и з к о т о р о г о б у д е т п о с т р о е н а б у д у щ а я ц е р к о в ь , н а п р я ­ м у ю з а в и с и т о т в о з м о ж н о с т е й п р и х о д а . В с в о ю о ч е р е д ь , о н и з а в и с я т о т т о г о , с к е м в з а и м о д е й с т в у е т п р и х о д и к т о п о м о г а е т п р и х о д у , п р е ж д е в с е г о ф и н а н с и р о в а н и е м . К а к п о к а з ы в а е т п р а к т и к а , у с и л и й п р и х о д а н е ­ д о с т а т о ч н о , п о с к о л ь к у б е з к р у п н ы х к а п и т а л о в л о ж е н и й п р и с т р о и т е л ь ­ с т в е ц е р к в и н е о б о й т и с ь . 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz