Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.
Т а к и л и и н а ч е , у п о м и н а н и е и з в е с т н ы х л и ч н о с т е й в е с ь м а х а р а к т е р н о д л я м а л о г о г о р о д а : « о н и п р и в л е к а ю т с я к м е с т н о й и с т о р и и с т е м , ч т о б ы п о в ы с и т ь а в т о р и т е т г о р о д а , о с о б е н н о п р о в и н ц и а л ь н о г о , с л у ж и т ь з н а к о м э т о г о а в т о р и т е т а , с в о е г о р о д а д о с т о п р и м е ч а т е л ь н о с т ь ю » | Р а з у м о в а , 2 0 0 3 : 5 4 9 ]. Место для храма М и ф о л о г и ч е с к и й с ю ж е т и с т о р и и К и р о в с к а - э т о б о й к о л л е к т и в н о г о г е р о я с п р о т и в н и к о м - п р и р о д о й , в о п л о щ е н н о й в к а м н е , г о р а х . И с т о р и я д р а м а т и з и р у е т с я у ч а с т и е м в п о с т р о й к е г о р о д а о с о б о й к а т е г о р и и л ю д е й - с п е ц п е р е с е л е н ц е в [З м е е в а , Р а з у м о в а , 2 0 1 7 . С . 3 3 - 4 3 ] . Т о т ф а к т , ч т о п е р в а я ц е р к о в ь н а ю г е о б л а с т и в п о с л е в о е н н ы е г о д ы п о я в и л а с ь и м е н н о в К и р о в с к е , о ц е н и в а е т с я и н ф о р м а н т а м и , и м е ю щ и м и н е п о с р е д с т в е н н о е и л и к о с в е н н о е ( н а п р и м е р , ч е р е з с е м е й н о е з н а н и е ) о т н о ш е н и е к с т р о и т е л ь с т в у п е р в о г о п р а в о с л а в н о г о х р а м а , к а к о т в е т н а с т р а д а н и я л ю д е й , к о т о р ы х п р и в е з л и с т р о и т ь с о ц и а л и с т и ч е с к и й г о р о д : Соб.: Вот до того, как стали строить церковь, как здесь люди веровали? Инф.: Ну, приехали же они сюда чаще всего не по своей же воле. Приехали. Их прислали. Сослали, добрых, хороших людей, тру жеников. Потому что я многих <...>. Вот их сюда сослали, и все. А то, что, как рассказывали люди, которые причитали там, как они приехали, сколько у них страданий было. И мла денцев похоронили, и сами там, их в палатки поселили, волосы примерзали к подушке, это же страшно было. Но были и добро вольцы, были и добровольцы, которые приехали сюда по зову. По такому зову, а к ним приехали, может быть, родители, так, как вот мои бабушка и дедушка приехали добровольно. Добро вольно. Называется это добровольно, называется это добро вольцы. Ну я думаю, что не одни они такие были. Потому что там пистолет к голове, что «вступай в колхоз». Пистолет к голове подставляют. То есть ты должен вступить в колхоз, а если не вступишь, я тебя застрелить должен ( Ж е н щ и н а , р о д и л а с ь в 1 9 4 0 г о д у в Ю ж н о - С а х а л и н с к е . З а п и с а н о в К и р о в с к е ) . М е с т о д л я п о с т р о й к и х р а м а о п р е д е л я е т с я н е л ю д ь м и , а « я в л е н и я м и » , з н а м е н и я м и — в п о л н о м с о о т в е т с т в и и с л е г е н д а р н о й т р а д и ц и е й . С у щ е с т в у е т л е г е н д а , с о г л а с н о к о т о р о й м е с т о с т р о и т е л ь с т в а п е р в о г о к и р о в с к о г о х р а м а б ы л о в ы б р а н о н е с л у ч а й н о : « В г о р о д п р и е х а л , с о г л а с н о л е г е н д е , б л а г о ч е с т и в ы й ч е л о в е к и з г о р о д а П е ч о р ы П с к о в с к о й о б л а с т и . 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz