Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

Воспоминания об архитектурном виде первой церкви сохраняют­ ся у кировчан, проживавших неподалеку: Соб.: Л ты в Кировске родился? [утвердительно кивает ]. Помнишь ли ты, когда там храм появился? Инф.: Конечно помню! М ало того, что помню, я же, можно сказать, был свидетелем существования одной из первых церквей в регионе, это прямо непосредственно на Олимпийской, возле дома, где родился и вырос. Там существовал старый, деревян ­ ный храм. Небольшой. Вот. Я там даже в детстве побывал. Папа привел, показал этих бабушек, которые там лбами ст у ­ чались. Это было очень забавно. Вот. Через некоторое время там стали строить очередной жилой дом, пятиэтажку. Ц ер ­ ковь, соответственно, снесли. Вот < ...> . Но это порядка, если у меня уже внятные воспоминания, значит , мне уже было года три. Значит , это был порядка восемьдесят второй тире во ­ семьдесят четвертый год. Соб.: А какие у тебя были ощущения при виде этого здания? Было ли выделение его как особого? Инф.: Мои родители по тем временам были... отец в партии. Воспитание соответствующее. Соб.: То есть у тебя не было никаких ощущений, что это обособленное здание? Инф.: Нет, было. Но ничего, кроме удивления , ниче такого. Благоговейного священного трепета я не испытывал, честно говоря (Мужчина, родился в 1979 году в Кировске. Записано в Апатитах). В рассказах информантов, которые хорошо ориентируются в истории города, находит отражение фольклорный сюжет о создании культурного объекта по слову правителя. Он находит воплощение в конкретных социально-исторических реалиях, которые являются зна­ ками времени: Кировский храм вот. Ну как построили? Всех расстреливали , казнили там направо и налево. Оказы вает ся , не совсем так. В тридцатые годы. Вот как только начал строиться Кировск, там группа прихожан поехала в М оскву - получить ра зреш е ­ ние на строительство храма. Они попали к самому Сталину. И тот им разрешил. Это еще не было войны. То есть им р а з ­ решили построить храм . Видимо, Иосиф Илларионович [ого­ ворка информанта] где-то ви зу наложил. Потому что, когда 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz