Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.
В каждом регионе страны осуществление государственной поли тики в отношении религии имело свои особенности. И Мурманская область не является исключением. Кольский полуостров - необычная территория с точки зрения культурного развития, здесь православная культура всегда обладала закономерной исторической спецификой. Христианство утвердилось на Кольском Севере лишь в XV веке, ког да Терский берег был уже заселен русскими и Москва осуществляла мероприятия, направленные на присоединение территории к Русскому государству. Тогда же начался процесс храмостроительства, стали по являться первые монастыри, приходы. До XV века единственным на родом, постоянно проживавшим на Кольском Севере, были саамы. В первой половине XVI века московские власти начинают курс на при общение коренного населения к православной вере, что должно было закрепить территорию их проживания за Русским государством [Ф е доров, 2009: 63 ]. В 1526 году Великий князь московский Василий III поручил Новгородскому архиепископу Макарию отправить на Край ний Север священнослужителей для совершения обряда православ ного крещения саамов. Процесс православной пропаганды начался с деятельности миссионеров. Наиболее известные из них Трифон Пе ченгский, Феогност и Феодорит Кольский. Их жития и деятельность подробно освещаются в трудах священника Митрофана (Баданина) [Иеромонах Митрофан (Баданин), 2002, 2009 и др.]. Для проповедни ков православия открывалось широкое поле деятельности в пределах Кольского полуострова, так как лопари, жившие в Финнмарке, в свое время уже подвергались влиянию католичества [Федоров, 2004: 148]. К концу XIX - началу XX столетия отличительные черты рели гиозной жизни Кольского Севера стали, по мнению Г. Ф. Гебеля, осо бенно заметны [Гебель, 1905: 99]. Достаточно интенсивное церковное строительство в Кольском крае осуществлялось в конце XIX - начале XX века в основном за счет прихожан и крупных рыбопромышленни ков. Назвать масштабной проповедническую деятельность православ ной церкви было бы неправильно [Бардилева, 2008: 187 ]. Такое поло жение было связано с удаленностью от метрополии, с образом жизни населения полуострова, суровыми климатическими условиями, бездо рожьем. Такой вывод можно сделать на основании работ Ю. П. Бар- дилевой, в которых на обширном архивном материале выстраивается история государственно-церковных отношений и религиозной жизни Кольского полуострова в начале XX века. Ю. П. Бардилева указыва ет на факты, свидетельствующие о строительстве храмов «тщанием прихожан» либо «на средства рыбопромышленников», крестьян, ко лонистов, а то и отдельных жертвователей (что особенно характерно для конца XIX - начала XX в.)» [Бардилева, 2015: 32]. Ситуация под тверждается исследованиями О. В. Грашевской [Грашевская, 2005], 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz