Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

ХРАМЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Российская история XX века изобилует социальными переломами, которые отражаются в судьбах людей, семей, малых и больших общ­ ностей. Особенно трагичным минувший век стал для верующих, по­ скольку атеистическая идеология СССР, деятельность по массовому уничтожению сооружений религиозного культа, превратилась для них в настоящее испытание. Масштабная антирелигиозная политика была направлена в первую очередь против Русской Православной Церкви [Поспеловский, 2000, ЭР]. Сталинские репрессии унесли жизни сотен тысяч православных священнослужителей и мирян, было закрыто по­ давляющее большинство храмов, упразднены все монастыри, разруше­ на система духовного образования, уничтожены миллионы книг рели­ гиозного содержания и т. д. [Шкаровский, 2009: 1 ]. Массовым порядком церкви начали разрушать в 1928-1929 годы. Период 1920 -1930-х годов является одним из самых сложных и дра­ матических в истории православия в России | Басова, 20061. Имен­ но тогда политика Советского государства в отношении Церкви была особенно жесткой и нетерпимой. Разрушение храмов достигло своего апогея в 1932-1933 годах, а с 1934 года темпы стали замедляться. С началом Великой Отечественной войны на «церковном фронте» уста­ новилось затишье, а с 1943 года уровень репрессий против РПЦ резко снижается. Начинается политика поиска диалога с церковью, выгод­ ная государству. Русская Православная Церковь играла одну из клю­ чевых ролей в «большой политике» советского руководства с осени 1943-го до лета 1948 года (Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война, 1943: 771. Было очевидно, что разрушения церк­ вей, как и выраженная антицерковная политика в целом, прекратились лишь на время. Отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки «не означал прекращения преследования церкви и продолжался также в послевоенный период» [Курляндский, 2008: 11 ]. Для РПЦ суровые годы Великой Отечественной войны стали пе­ реломным этапом [Якунин, 2003: 83-92]. Отправной точкой «потепле­ ния» отношения к РПЦ принято считать историческую встречу трех митрополитов со Сталиным 4 сентября 1943 года. Одно из требований митрополитов состояло в том, чтобы у православных христиан была возможность открывать храмы [Pospielovsky, 1997]. Впоследствии в некоторых частях страны появились действующие церкви. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz