Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.
указывает на противоречие: «Различение между «очевидными» слова ми обыденного языка и аналитическими категориями и поддержание границы между ними - общая проблема социальных наук. Но и воз можность найти чистый язык науки - это иллюзия»1,1. Различия между языками разных наук, религиозным, обыденным и прочими - законо мерное социальное явление. Вместе с тем одна из специфических задач антропологии-этнографии - поиск понимания. В частности, два года назад в специальных выпусках авторитетного международного науч ного журнала ученые из разных стран (включая тех, чьи высказывания процитированы выше) обсуждали концептуальные, методологические и этические проблемы антропологов, которые занимаются религией1’. По мнению ряда исследователей, граница между секулярным и церков- но-религиозным мировидением пластична хотя бы потому, что люди делятся не только на «верующих» и «неверующих», но и по многим другим основаниям, которые в зависимости от ситуации могут быть бо лее существенными или менее, и «подчас у некоторых «верующих» мо жет оказаться больше общего с этнографами, чем с приверженцами, ка залось бы, той же религии»16. Трудно не согласиться и с утверждением другого участника обсуждения, что существует «огромное расстояние между религиозным и этнографическим языками, которое невозможно преодолеть в наших этнографических текстах. Но есть у нас и кое-что общее: обостренное внимание к словам, их истинным значениям и их связи с реальностью вокруг нас»17. Совместная деятельность, отношение доверия, признание права другого описывать мир на своем языке - очевидные, достаточные, но далеко не всегда осуществимые условия для плодотворного и резуль тативного диалога. Данная монография создавалась в процессе живого общения двух авторов. Казалось бы, это обстоятельство настолько естественно при осуществлении соавторской работы, что о нем не следовало упо минать. Однако в нашем случае речь не о «писательском» сотрудни честве, а о научном и личном взаимодействии двух человек, объеди ненных познавательным интересом. В самом начале своей научной работы Алена Сергеевна Давыдова узнала о ценном источнике исто рических сведений о кировской церкви - рукописи А. А. Ляпинской, 1 [Ламбек М.] Форум: Антропология религии (1) / / Антропологический форум. 2017. № 34 . С. 102. 15 Форум: Антропология религии / / Антропологический форум. 2017. № 34. С. 11— 124; № 35 . С. 11-128. 16 | Коулман С. ] Форум: Антропология религии (1) / / Антропологический форум. 2017. № 34 . С. 93. 17 [Наумеску В.] Форум: Антропология религии (2) / / Антропологический фо рум. 2017. № 35. С. 53. Мурманская государственная \-j областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz