Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.
данных - место записи. Более детальные сведения об информантах не приводятся не только из-за их отсутствия, но и потому, что исследова тель не располагает согласием своих бывших собеседников. * * * На первый взгляд, что общего может быть у научной работы, в ко торой анализируются устная история строительства храмов и мнения о них современных жителей, с историческим сочинением церковного ле тописца - непрофессионала, владеющего исключительным знанием о предмете, неотделимом от него в жизни и по убеждениям? Безусловно, части монографии объединяются тематически, но вряд ли этого было бы достаточно для соположения в одной книге. Этнографы и антропологи, описывающие образ жизни и мыслей своих современников, как и историки, пишущие о недавнем прошлом, понимают риски, связанные с впечатлением, которые их работа мо жет произвести на читателей, причастных к описываемым событиям и людям. «Даже сам язык, сам факт анализа, сам отстраненный под ход антропологических исследований, не содержащие по сути ничего оскорбительного или неуважительного, могут быть так интерпретиро ваны, - замечает по этому поводу этнограф А. Б. Мороз, специалист по традиционной культуре Русского Севера. - Уже изданные работы мо гут - случайно, произвольно, по ошибке - попасть не в ту среду, в ко торой они должны читаться, на которую они ориентированы, и вслед ствие этого быть неправильно понятыми»13. Слова, которые используют ученые-гуманитарии в качестве терминов, употребляются в обыденной речи и часто неоднозначны. Не только религиозного человека, но его в первую очередь, могут покоробить, например, слова «мифология», «ми фологический» применительно к жизненным убеждениям, к тому, что считается позитивным знанием, и тем более - к религии и вере. В свою очередь, научный язык сейчас избегает понятий «язычник», «языче ский», когда речь идет о до- и внехристианских верованиях и практиках. На использование этих слов признается право исключительно право славного дискурса, в котором они наделяются негативной оценочно- стью. С точки зрения читателя-непрофессионала, «раздражающими» и «подозрительными» могут выглядеть латинизированные термины и англицизмы, когда они обозначают привычные вещи, о которых можно говорить на своем языке. Канадский ученый М. Ламбек справедливо 13 [Мороз А. Б. | Форум: Антропология религии (2) / / Антропологический форум. 2017. № 35 . С. 46. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz