Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

Севера, которые появились в советский период и с самого начала опре­ делялись как «социалистические» и «атеистические». Собственная православная традиция сформировалась в них уже в новейшее время7. При этом в разных городах процессы утверждения православной куль­ туры имели и сходства, и различия, обусловленные возрастом городов, обстоятельствами их создания, социальным составом населения и мно­ гими другими причинами. Исследование оказалось ценным благодаря новизне материала, полевого и архивного, который стал достоянием науки. Оно также заслуживает внимания в своей интерпретативной ча­ сти. Результаты работы были признаны, прошли апробацию, отражены в ряде научных статей8. Будучи этнографом-антропологом, автор ис­ пользовала принятые методы: наблюдение, интервьюирование, запись устных высказываний, анализ документов, фотофиксацию и другие, хорошо известные специалистам. Поскольку в задачи исследования входило выяснение знаний и представлений разных групп городского населения об истории храмов, как построенных относительно недавно, так и действовавших в советское время, одним из основных стал метод устной истории 9. Особенностью устных источников, как писал итальянский исто­ рик А. Портелли, является то, что «они доносят до нас информацию не столько о самих событиях прошлого, сколько о смысле этих событий. Из этого, однако, не следует, что устные источники не имеют никакой 7 В отношении датировки «новейшей истории» мы исходим из того, что в россий­ ской истории этот период открывается 1991 годом. 8 Давыдова А. С. Храм «под звездами» или «на перекрестке»? Церковь как часть культурного пространства в городе «атомщиков» / / Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2014. Вып. 6. С. 158-170; Давыдова А. С. История храмов г. Кировска в устных преданиях / / Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. 2015. Вып. 7. С. 146-161; Давыдова А. С. Строительство церквей в устной традиции арктических городов / / Живая старина. 2017. № 1. С. 53-56; Давыдова А. С. Участники возведения церквей в представлениях городского населения Мурманской области / / Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные иссле­ дования. Апатиты. 2017. Вып. 10. С. 96-107; Давыдова А. С., Разумова И. А. Новые куль­ товые объекты в оценках и интерпретациях жителей Кировского и Апатитского районов / / Труды КНЦ РАН. Гуманитарные исследования. Вып. 8. Апатиты, 2015. С. 171-183. 4 «Устная история» рассматривается в нескольких взаимосвязанных аспектах: как метод исследования, как полученный в результате его применения источник и как исто­ рическая дисциплина. Начиная с 1990-х годов она стала одним из самых обсуждаемых и активно разрабатываемых направлений в российской науки, в развитии европейской традиции: The Oral History Reader / Ed. by R. Perks, A. Thomson. London: Routledge, 1998.479 p.; Томпсон, П. Голос прошлого. Устная история. М.: Изд-во «Весь мир», 2003. 368 с.; Устная история (Oral History): теория и практика. Материалы всероссийского научного семинара (Барнаул, 25 -26 сентября 2006 г.) / сост. и науч. ред. Т. К. Щеглова. Барнаул: Изд-во Алтайской гос. педагогической академии. 2007. 374 с.; Ростовцев Е. А. Российская наука об устной истории / / Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 2. С. 522-545 и мн. др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz