Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

Фонд церковного архива, а также многочисленные публикации в периодической печати и на интернет-сайтах составили корпус источни­ ков, на которых основывалась А. А. Ляпинская, создавая историю ки­ ровских храмов. Эта история не стала бы такой яркой, если бы жизнь и знания автора не были ее частью. Особенной полнотой характеризует­ ся раздел, посвященный биографиям священников и членов церковной общины. Приложенный список кировских священнослужителей имеет отдельную научную ценность. На изыскания А. А. Ляпинской смогут в дальнейшем опираться не только краеведы и специалисты в области региональной истории, но и историки Русской Православной Церкви. * * * Социально-антропологические исследования городского населе­ ния Мурманской области начали проводиться в 2000-х годах сотруд­ никами Центра гуманитарных проблем Баренц-региона ФИЦ КНЦ РАН (тогда организация называлась Международный центр культуры, науки и образования в Баренц/Евро-Арктическом регионе Кольского научного центра РАН). «Классическая» этнография всегда занималась вопросами этнической специфики культур - будь то этнические «дру­ гие» или «свои», но отдаленные во времени и в этом отношении тоже «другие». Социальная (культуральная) антропология предлагает по­ смотреть на свою, привычную для исследователя, культуру со стороны, глазами разнообразных «других», а на другие культуры - их собствен­ ными глазами. Она нацелена на п о н и м а н и е «иного» человека и ино­ го культурного опыта, связанного с социальными, гендерными, религи­ озными, этническими, национальными, региональными, сословными и прочими различиями между людьми. Антропология пользуется мето­ дами, разработанными в этнографии, и, по существу, продолжает и раз­ вивает этнографический подход в изучении человека и современного общества. Проблемы диалога культур, решаемые на уровне отдельных людей и небольших общностей, являются ключевыми для этой области знания. Предметом изучения могут быть любые виды жизнедеятель­ ности человека, ее результаты, способы организации, формы общения, слова и вещи и т. д., но главное - смыслы, явные, а более - неявные, ко­ торые люди всему этому придают. А. С. Давыдова в течение многих лет проводила исследование, те­ мой которого было строительство новых православных храмов в горо­ дах Мурманской области в постсоветскую (и постсекулярную) эпоху, и значительная часть результатов этого исследования вошла в данное из­ дание. Для изучения были выбраны только те из городов Кольского 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz