Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.
В секулярной историографии постсоветского времени наиболее основательными являются работы Ю. П. Бардилевой. Прежде всего, это монографическое исследование, посвященное государственно-цер- ковным отношениям в XX веке1. Основываясь на обширном архивном материале, на анализе законодательно-правовых документов и других источников, автор освещает динамику религиозной жизни региона в предреволюционный период (до 1917 года) и в первые советские де сятилетия, включая 1940-е годы, конец которых «совпадает с заверше нием краткого периода компромисса в отношениях советской власти и Русской Православной Церкви, сопровождавшегося открытием ранее ликвидированных приходов и храмов»’. История православной культуры в новое и новейшее время очень драматична, в ней сменялись этапы разрушения, потаенного существо вания и восстановления. Храмы то уничтожались, то реконструирова лись и сооружались на новых местах. Историю храмостроительства можно рассматривать в разных аспектах: хозяйственно-экономиче ском, политическом, строительно-архитектурном, социальном - как формирование и развитие церковных общин, этнографическом - в виде описания приходского быта, наконец, в сугубо духовном - в ка честве процесса «выстраивания» внутренней жизни людей и отдельно го человека. В качестве предмета описания и анализа процесс храмо строительства в отдельно взятом регионе и в конкретных городах не может вызывать никаких вопросов ни у этнографов, ни у историков, ни у других представителей научного гуманитарного сообщества. Ког да исследуется локальная, местная культура, имеет значение история каждого отдельного храма. Она включает и его возведение, и формиро вание прихода, и жизненные пути тех, кто посвятил себя «храмостро- ению», - в самом широком значении слова. У историков такой ракурс принято называть «микроисторическим», а, по существу, именно при этом взгляде объект изучения оказывается максимально укрупненным, приближенным («крупный план», как говорят кинематографисты). История в таком случае более всего сближается с антропологией, исто рической и социальной (культуральной), для которой важны не столь ко «эпохальные» закономерности, сколько люди в истории и культуре. К основным источникам в любом историческом исследовании от носятся архивные документы. Несмотря на все целенаправленные уси лия специалистов, на их поиски нередко уходят годы, тем более, если надо восстанавливать церковную историю советского периода, причем ления. 288 с.; Т.З: Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветите ли края, итоги миссии и их последователи. 392 с. СПб.: изд-во «Ладан», 2017. 1 Бардилева Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине XX века. Мурманск: изд-во МГГУ, 2015. 253 с. :> Там же. С. 17-18. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz