Давыдова, А. С. Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города : [монография] / А. С. Давыдова, А. А. Ляпинская ; научная редакция и вступительная статья – доктор исторических наук И. А. Разумова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 359 с. : ил.

В секулярной историографии постсоветского времени наиболее основательными являются работы Ю. П. Бардилевой. Прежде всего, это монографическое исследование, посвященное государственно-цер- ковным отношениям в XX веке1. Основываясь на обширном архивном материале, на анализе законодательно-правовых документов и других источников, автор освещает динамику религиозной жизни региона в предреволюционный период (до 1917 года) и в первые советские де­ сятилетия, включая 1940-е годы, конец которых «совпадает с заверше­ нием краткого периода компромисса в отношениях советской власти и Русской Православной Церкви, сопровождавшегося открытием ранее ликвидированных приходов и храмов»’. История православной культуры в новое и новейшее время очень драматична, в ней сменялись этапы разрушения, потаенного существо­ вания и восстановления. Храмы то уничтожались, то реконструирова­ лись и сооружались на новых местах. Историю храмостроительства можно рассматривать в разных аспектах: хозяйственно-экономиче­ ском, политическом, строительно-архитектурном, социальном - как формирование и развитие церковных общин, этнографическом - в виде описания приходского быта, наконец, в сугубо духовном - в ка­ честве процесса «выстраивания» внутренней жизни людей и отдельно­ го человека. В качестве предмета описания и анализа процесс храмо­ строительства в отдельно взятом регионе и в конкретных городах не может вызывать никаких вопросов ни у этнографов, ни у историков, ни у других представителей научного гуманитарного сообщества. Ког­ да исследуется локальная, местная культура, имеет значение история каждого отдельного храма. Она включает и его возведение, и формиро­ вание прихода, и жизненные пути тех, кто посвятил себя «храмостро- ению», - в самом широком значении слова. У историков такой ракурс принято называть «микроисторическим», а, по существу, именно при этом взгляде объект изучения оказывается максимально укрупненным, приближенным («крупный план», как говорят кинематографисты). История в таком случае более всего сближается с антропологией, исто­ рической и социальной (культуральной), для которой важны не столь­ ко «эпохальные» закономерности, сколько люди в истории и культуре. К основным источникам в любом историческом исследовании от­ носятся архивные документы. Несмотря на все целенаправленные уси­ лия специалистов, на их поиски нередко уходят годы, тем более, если надо восстанавливать церковную историю советского периода, причем ления. 288 с.; Т.З: Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветите­ ли края, итоги миссии и их последователи. 392 с. СПб.: изд-во «Ладан», 2017. 1 Бардилева Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине XX века. Мурманск: изд-во МГГУ, 2015. 253 с. :> Там же. С. 17-18. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz