Давыдов, Р. А. Захват англо-французскими военно-морскими силами русских шхун «Волга» и «Двина» в Белом море в 1854 г. и бедствия их владельцев в плену и после освобождения // III Ушаковские чтения : сборник научных статей / [редкол.: А. В. Воронин (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2006. - С. 160-172.

заметной. Между тем навигация на Белом море подходила к концу. За оставшиеся до отправления на родину дни нужно было либо попытаться добиться хоть сколько-нибудь заметного успеха, либо его придумать. Французы, видимо, решили остановиться на последнем, взяв в качестве примера для подражания захват англичанами шхуны «Волга». * * * Обобщим вышеизложенное. Захватом «Волги» началась, а захватом «Двины» закончилась актив­ ность англо-французских военно-морских сил на Русском Севере в 1854 г. Оба судна участвовали в российско-норвежской меновой торговле, не препятствовать которой официально обещали и английское, и фран­ цузское правительства: «Волга» шла в Норвегию, «Двина» из Норвегии возвращалась. Это подтверждали и документы, заверенные представите­ лями норвежских властей, бывшие на каждом судне. Оба судна были зах­ вачены по явно надуманным предлогам, вооружены пушками и уведены в качестве «призов». Владельцы русских шхун, хотя и против своей воли, получили ред­ кую возможность наблюдать за действиями экипажей английских и фран­ цузских военных судов, будучи рядом с ними. Показания русских судо­ владельцев, данные ими по возвращении из плена, дополняют наши пред­ ставления о противнике и его действиях в 1854 г. Систематизированных данных обо всех морских судах россиян, по­ страдавших от действий англо-французских военно-морских сил на Рус­ ском Севере в годы Крымской (Восточной) войны, до настоящего време­ ни не опубликовано. Поэтому преждевременно делать окончательные выводы о масштабах ущерба, нанесенного здесь судоходству англичана­ ми и французами в 1854 и 1855 гг. В обозримом будущем мы предполагаем подробно рассмотреть все случаи агрессии английских и французских военных моряков по отно­ шению к командам русских судов, аналогично тому, как это сделано в настоящем очерке применительно к шхунам «Волга» и «Двина».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz