Давыдов, Р. А. Захват англо-французскими военно-морскими силами русских шхун «Волга» и «Двина» в Белом море в 1854 г. и бедствия их владельцев в плену и после освобождения // III Ушаковские чтения : сборник научных статей / [редкол.: А. В. Воронин (науч. ред.) и др.]. - Мурманск, 2006. - С. 160-172.

щания совершенно отказались, а впоследствии получено сведение, что помянутая шхуна “Двина”, по приговору французских судебных мест признана законным призом', при таких обстоятельствах нельзя ожидать успеха от нового домогательства по настоящему делу, и Министерство иностранных дел признает неудобным возобновлять по оному сношение с французским правительством»'. Таким образом, командование французской эскадры, не сумевшее за всю навигацию 1854 г. в Белом море одержать ни одной убедительной победы, в нарушение ранее данных официальных обещаний правитель­ ством Франции, захватило безоружное торговое судно, представило его «законным призом», а бывших на нем шкипера и штурмана — военно­ пленными. Французские «судебные места», подтвердили потом «закон­ ность» происшедшего. В противном случае пришлось бы судить фран­ цузских офицеров. А судить их, похоже, было за что. В том же самом месте, у о. Сосновца, где 31 августа (12 сентября) была захвачена шхуна И. А. Дуракина, 2 (14) сентября того же 1854 г., некий французский военный бриг остановил норвежскую шхуну «Гобет». Вероятнее всего, это был тот самый бриг, который захватил «Двину». Шкипер норвежской шхуны Оле Гансен с возмущением рассказывал по­ том русским портовым властям в Архангельске, что французский офи­ цер требовал от него 30 франков «за будто бы сделанные по его шхуне два выстрела» (имелись в виду, вероятно, предупредительные выстрелы, произведенные с брига, чтобы заставить норвежское торговое судно лечь в дрейф). Поскольку О. Гансен упорствовал и денег французам за потра­ ченный ими порох давать не хотел, офицер брига приказал своим людям забрать у норвежцев единственную шлюпку, лишив их тем самым основ­ ного спасательного средства2. Нетрудно заметить, что захват русской шхуны и грабеж норвежской шхуны, произведенные французскими моряками у о. Сосновца с разры­ вом в 1 день (!), характеризуются единством стиля. Можно с большой долей уверенности предположить, что к началу осени 1854 г. офицеры французской эскадры были всерьез озабочены тем, как встретят их на родине. В отличие от англичан, которым довелось поучаствовать в многочасовой перестрелке с защитниками Соловецкого монастыря, почти полностью сжечь «столицу русской Лапландии — го­ род Колу», поучаствовать в нескольких перестрелках с жителями при­ брежных русских селений, активность французских моряков была еле ' ГААО. - Ф. 2. - On. 1 .-Т . 5. - Д . 6035.- Л . 35-36. 2 Там же. - Д. 5631. - Л. 89-89об. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz