Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

Если акцентировать внимание на этом эпизоде, то вполне может сложиться впечат­ ление, что вокруг будущей крепости просто создавалась сеть полевых укреплений, необ­ ходимая для защиты строительной площадки. Но фортификационные работы велись не только в этом месте. Одновременно происходило засорение двух других, ранее судоходных рукавов дельты Северной Двины и строительство артиллерийских батарей на них. Об этих сооружениях 1701 г. дошли только письменные свидетельства, не сохранились ни черте­ жи, ни схематические зарисовки. Это были земляные редуты, рассчитанные на гарнизоны по 100 человек и на 10 пушек в каждом32. Постройкой одного из укреплений руководил голландский инженер и пехотный капитан Николай Рам, участник Азовского похода (1695— 1696 гг.), служивший после этого в Таганроге и Павловском33. Так началось строительство первой в России каменной бастионной крепости и перво­ го, говоря современным языком, укрепленного района береговой обороны. Строительство фортификационных сооружений, предназначенных для отражения нападения противника со стороны моря, из-за ширины водной поверхности потребовало комплексного подхода к решению этой задачи. В системе обороны были применены боновые заграждения и на­ плавной мост, укрепленный мощной железной цепью34. Царь, вынужденный действовать быстро, понимавший всю сложность организации обо­ роны в разветвленной дельте Северной Двины, принял решение построить шесть бранде­ ров: «Порозжие суды собрат и устроит на брандир к зажиганию неприятелских караблей, чтоб их возможно было совершенно помешат и пожечь»35. До нападения противника ни одного брандера изготовить не успели. БОЙ У СТЕН НОВОДВИНСКОЙ КРЕПОСТИ 25 июня 1701 г. никаких сведений о подошедшем флоте противника в Архангельске еще не было, хотя нападения шведов ждали. Были убраны все навигационные знаки как в дельте Северной Двины, так и в Белом море на подступах к городу36. Строительные работы на укреплениях продолжались. Чертеж Г. Резе37позволяет увидеть, где и какие батареи были построены на островах Линской Прилук и Марков, на месте строительства цитадели. К приходу шведов каменная крепость хоть и не была еще построена, но на ее месте был создан мощный оборонитель­ ный узел, состоявший из Большой батареи (возводившегося Флажного бастиона крепости), вооруженной 10 пушками; батареи на Марковом острове, вооруженной 15 пушками; двух малых батарей, вооруженных двумя и тремя пушками. Кроме того, был возведен редут для укрытия пехоты и прикрытия позиции с севера на случай высадки шведского десанта. Шедшая к Архангельску шведская эскадра выдавала себя за караван торговых судов под флагами Англии и Голландии. Эта маскировка ей легко удалась, так как перед ней с минимальным опережением подошел смешанный караван из шести английских, голланд­ ских, немецких и французских судов. С начала навигации до 24 июня в Архангельск уже пришло 47 иностранных торговых судов. С каждым днем прибывавших торговать кораблей было все больше. В частности, шесть судов пришли в город за сутки до нападения шведов38. Несмотря на царский указ и приказы воеводы, это притупило бдительность северян. Обман шведской эскадры сработал. Во второй половине дня 25 июня шведы взяли в плен караул капитана Николая Крыкова, всего 20 человек, которые выехали для досмо­ тра каравана с Мудьюжского острова39. Лодейного кормщика Ивана Ермолаевича Седунова (Рябова) и 32 члена экипажа лодьи шведы пленили 22 июня в Белом море у острова Со- 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz