Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
Если акцентировать внимание на этом эпизоде, то вполне может сложиться впечат ление, что вокруг будущей крепости просто создавалась сеть полевых укреплений, необ ходимая для защиты строительной площадки. Но фортификационные работы велись не только в этом месте. Одновременно происходило засорение двух других, ранее судоходных рукавов дельты Северной Двины и строительство артиллерийских батарей на них. Об этих сооружениях 1701 г. дошли только письменные свидетельства, не сохранились ни черте жи, ни схематические зарисовки. Это были земляные редуты, рассчитанные на гарнизоны по 100 человек и на 10 пушек в каждом32. Постройкой одного из укреплений руководил голландский инженер и пехотный капитан Николай Рам, участник Азовского похода (1695— 1696 гг.), служивший после этого в Таганроге и Павловском33. Так началось строительство первой в России каменной бастионной крепости и перво го, говоря современным языком, укрепленного района береговой обороны. Строительство фортификационных сооружений, предназначенных для отражения нападения противника со стороны моря, из-за ширины водной поверхности потребовало комплексного подхода к решению этой задачи. В системе обороны были применены боновые заграждения и на плавной мост, укрепленный мощной железной цепью34. Царь, вынужденный действовать быстро, понимавший всю сложность организации обо роны в разветвленной дельте Северной Двины, принял решение построить шесть бранде ров: «Порозжие суды собрат и устроит на брандир к зажиганию неприятелских караблей, чтоб их возможно было совершенно помешат и пожечь»35. До нападения противника ни одного брандера изготовить не успели. БОЙ У СТЕН НОВОДВИНСКОЙ КРЕПОСТИ 25 июня 1701 г. никаких сведений о подошедшем флоте противника в Архангельске еще не было, хотя нападения шведов ждали. Были убраны все навигационные знаки как в дельте Северной Двины, так и в Белом море на подступах к городу36. Строительные работы на укреплениях продолжались. Чертеж Г. Резе37позволяет увидеть, где и какие батареи были построены на островах Линской Прилук и Марков, на месте строительства цитадели. К приходу шведов каменная крепость хоть и не была еще построена, но на ее месте был создан мощный оборонитель ный узел, состоявший из Большой батареи (возводившегося Флажного бастиона крепости), вооруженной 10 пушками; батареи на Марковом острове, вооруженной 15 пушками; двух малых батарей, вооруженных двумя и тремя пушками. Кроме того, был возведен редут для укрытия пехоты и прикрытия позиции с севера на случай высадки шведского десанта. Шедшая к Архангельску шведская эскадра выдавала себя за караван торговых судов под флагами Англии и Голландии. Эта маскировка ей легко удалась, так как перед ней с минимальным опережением подошел смешанный караван из шести английских, голланд ских, немецких и французских судов. С начала навигации до 24 июня в Архангельск уже пришло 47 иностранных торговых судов. С каждым днем прибывавших торговать кораблей было все больше. В частности, шесть судов пришли в город за сутки до нападения шведов38. Несмотря на царский указ и приказы воеводы, это притупило бдительность северян. Обман шведской эскадры сработал. Во второй половине дня 25 июня шведы взяли в плен караул капитана Николая Крыкова, всего 20 человек, которые выехали для досмо тра каравана с Мудьюжского острова39. Лодейного кормщика Ивана Ермолаевича Седунова (Рябова) и 32 члена экипажа лодьи шведы пленили 22 июня в Белом море у острова Со- 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz