Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
должен был доставить якоря и другая необходимая для достройки кораблей оснастка"; поскольку возрождавшееся в Соломбале судостроение еще не имело всех производств, необходимых для полного производственного цикла. Однако из-за внезапно возникших трудностей в плавании фрегат в 1735 г. в Архангельск так и не прибыл'00. Первенцами, сошедшими со стапелей Соломбальского адмиралтейства, стали пятиде сятичетырехпушечные линкоры «Северная Звезда» и «Город Архангельск»'0'. «Северную Звезду» спустили на воду 15 июня, линкор принял под свое командование капитан Д. Паддон. «Город Архангельск», спущенный на воду 22 июня, принял под коман дование капитан А.И. Полянский. Достройка кораблей велась под руководством их капи танов, и (надо отдать должное А.И. Полянскому) линкор «Город Архангельск» завершили раньше. Его удалось укомплектовать из имевшихся запасов, и уже 19 сентября 1735 г. он пришел в Кронштадт'02. Достройка «Северной Звезды» затянулась, и оснастить полностью ее не смогли. Капитан Д. Паддон в августе 1735 г. вывел линкор на бар для вооружения и догрузки'03, однако из-за того, что фрегат «Россия» в Архангельск не прибыл и якоря не доставил, контора над портом приказала капитану разгрузить корабль и подготовиться к зимовке в Лапоминской гавани'04. ЧАСТНОЕ СУДОСТРОЕНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКЕ 14 марта 1734 г. Адмиралтейств-коллегия согласилась удовлетворить прошение ар- хангелогельского купца Н. Крылова «о даче ему позволения в строении... собственных его купецких кораблей и прочих судов на месте, именуемом Бык, которое сначала, при учреж дении тамо верфи, назначено под строение военных кораблей (курсив мой. - И.Г.)»'05. Никита Крылов, прежде работавший у братьев Бажениных, основал свою судоверфь на Быку в 1732 г. и в 1734 г. присоединил к ней территорию и доки бывшего Архангельского адмиралтейства, что позволило перенести сюда производство судов и братьям Бажениным, так как Соломбальская верфь отошла в ведение адмиралтейства'06. Около 1748 г. рядом поставил свою верфь купец Бармин, а позже и купец Амосов. Архангельские купцы Н. Зыков и П. Пругавин основали свои верфи на р. Маймаксе. Для снабжения купеческих заводов якорями вблизи Архангельска были открыты два завода: Лайский (купца И. Денисова с братьями) и на р. Кехте (купца Голубина)'07. В 1760-х гг. в восьми верстах выше Архангельска (в районе современной ул. Дачной) англичанин Гом поставил верфь с тремя эллингами (верфь стала называться Гомовской). Кроме этого у него были еще две верфи на р. Онеге'08. На право считаться родиной российского военно-морского флота уже более века пре тендуют воронежцы, стоящие у истоков Азовской флотилии. Документы, раскрывающие суть притязаний, разыскал и опубликовал В.А. Пальмин. В 1894 г. воронежский губерна тор обращался к императору Александру III с просьбой о признании 2 апреля 1696 г. датой основания Российского флота, а Воронеж - его родиной, но получил высочайший отказ, в котором было сказано, что «ранее спуска 2 апреля 1696 году в Воронеже трех военных галер «Принципиума», «Св. Марка» и «Св. Матвея» был заложен царем в 1693 году на Со- ломбальской верфи 24-пушечный корабль. В начале 1694 года был спущен корабль, а пока корабль вооружался, на яхте «Св. Петр» царь ходил в Соловецкий монастырь. Купленный в Голландии корабль «Святое Пророчество», «Апостол Павел» и яхта «Святой Петр» плавали с царем до Святого Носа в 1694 году, т.е. ходили в океан, а потому событие это относится гораздо более к зарождению Флота, чем постройка Флотилии в Воронеже и действия ея на реке Дон»'09. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz