Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

должен был доставить якоря и другая необходимая для достройки кораблей оснастка"; поскольку возрождавшееся в Соломбале судостроение еще не имело всех производств, необходимых для полного производственного цикла. Однако из-за внезапно возникших трудностей в плавании фрегат в 1735 г. в Архангельск так и не прибыл'00. Первенцами, сошедшими со стапелей Соломбальского адмиралтейства, стали пятиде­ сятичетырехпушечные линкоры «Северная Звезда» и «Город Архангельск»'0'. «Северную Звезду» спустили на воду 15 июня, линкор принял под свое командование капитан Д. Паддон. «Город Архангельск», спущенный на воду 22 июня, принял под коман­ дование капитан А.И. Полянский. Достройка кораблей велась под руководством их капи­ танов, и (надо отдать должное А.И. Полянскому) линкор «Город Архангельск» завершили раньше. Его удалось укомплектовать из имевшихся запасов, и уже 19 сентября 1735 г. он пришел в Кронштадт'02. Достройка «Северной Звезды» затянулась, и оснастить полностью ее не смогли. Капитан Д. Паддон в августе 1735 г. вывел линкор на бар для вооружения и догрузки'03, однако из-за того, что фрегат «Россия» в Архангельск не прибыл и якоря не доставил, контора над портом приказала капитану разгрузить корабль и подготовиться к зимовке в Лапоминской гавани'04. ЧАСТНОЕ СУДОСТРОЕНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКЕ 14 марта 1734 г. Адмиралтейств-коллегия согласилась удовлетворить прошение ар- хангелогельского купца Н. Крылова «о даче ему позволения в строении... собственных его купецких кораблей и прочих судов на месте, именуемом Бык, которое сначала, при учреж ­ дении тамо верфи, назначено под строение военных кораблей (курсив мой. - И.Г.)»'05. Никита Крылов, прежде работавший у братьев Бажениных, основал свою судоверфь на Быку в 1732 г. и в 1734 г. присоединил к ней территорию и доки бывшего Архангельского адмиралтейства, что позволило перенести сюда производство судов и братьям Бажениным, так как Соломбальская верфь отошла в ведение адмиралтейства'06. Около 1748 г. рядом поставил свою верфь купец Бармин, а позже и купец Амосов. Архангельские купцы Н. Зыков и П. Пругавин основали свои верфи на р. Маймаксе. Для снабжения купеческих заводов якорями вблизи Архангельска были открыты два завода: Лайский (купца И. Денисова с братьями) и на р. Кехте (купца Голубина)'07. В 1760-х гг. в восьми верстах выше Архангельска (в районе современной ул. Дачной) англичанин Гом поставил верфь с тремя эллингами (верфь стала называться Гомовской). Кроме этого у него были еще две верфи на р. Онеге'08. На право считаться родиной российского военно-морского флота уже более века пре­ тендуют воронежцы, стоящие у истоков Азовской флотилии. Документы, раскрывающие суть притязаний, разыскал и опубликовал В.А. Пальмин. В 1894 г. воронежский губерна­ тор обращался к императору Александру III с просьбой о признании 2 апреля 1696 г. датой основания Российского флота, а Воронеж - его родиной, но получил высочайший отказ, в котором было сказано, что «ранее спуска 2 апреля 1696 году в Воронеже трех военных галер «Принципиума», «Св. Марка» и «Св. Матвея» был заложен царем в 1693 году на Со- ломбальской верфи 24-пушечный корабль. В начале 1694 года был спущен корабль, а пока корабль вооружался, на яхте «Св. Петр» царь ходил в Соловецкий монастырь. Купленный в Голландии корабль «Святое Пророчество», «Апостол Павел» и яхта «Святой Петр» плавали с царем до Святого Носа в 1694 году, т.е. ходили в океан, а потому событие это относится гораздо более к зарождению Флота, чем постройка Флотилии в Воронеже и действия ея на реке Дон»'09. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz