Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

которым именным императорским указом от 8 января 1733 г. был назначен капитан флота Мятлев89. 17 января в Архангелогородскую губернскую канцелярию был послан указ, согласно ко­ торому до прибытия Мятлева в Архангельск его обязанности должен был исполнять капи­ тан Клавер. В этом же указе сообщалось, что «к строению кораблей и судов» в Архангельск было направлено 476 адмиралтейских служителей90, этим мастеровым людям и служите­ лям нижних чинов было определено место для строительства жилья на Соломбальских островах9’. Так началось возрождение адмиралтейства в Архангельске. 13 апреля 1733 г. на основании всеподданнейшего доклада главным командиром над портом и адмиралтейством из флагманов был назначен шаутбенахт П.П. Бредаль, на кото­ рого была также возложена ответственность за работу по осмотру берега от Архангельска до р. Оби в рамках Камчатской экспедиции92. 7 января 1734 г. Адмиралтейств-коллегия получила сообщение из воинской морской комиссии, что при Архангельском порте для строения военных кораблей определено место на Соломбальской верфи93. Этот выбор был сделан контр-адмиралом П.П. Бредалем и капи­ таном Мятлевым вместе с корабельным мастером Козенцем. Новая верфь была образована на одном из Соломбальских островов, «на котором уже и строение кораблей имеется, и по определению воинской морской комиссии велено, по мнению их, быть той верфи на Солом- бальском острове», тем более, что «прежнее... место, именуемое Бык, осталось к строению военных кораблей в неудобстве»94 1 марта 1734 г. контр-адмирал П.П. Бредаль доложил Амиралтейств-коллегии, что для зимней стоянки кораблей наиболее удобна Лапоминская гавань и «потребно тамо постро­ ить крепость или хотя б добрую батарею, дабы можно во время военное от нечаяннаго на­ падения защиту иметь и проходу вверх (по реке Северная Двина к Архангельску. - И.Г.) кораблям не допустить». Это предложение было доложено 26 марта, и коллегия определи­ ла: «Ко осторожности и обороне от неприятельского нападения, для содержания В.И.В. (Вы­ сочайшего Императорского Величества. - И.Г.) кораблей, которые могли б в безопасности тамо быть, где способнее надлежит иметь оную батарею», поручив П.П. Бредалю совместно с губернатором, корабельным мастером и капитаном над портом выбрать место и построить батарею весной 1735 г.95 Получив такое указание, батарею в Лапоминке начали строить сразу же в 1734 г., не дожидаясь следующей весны, о чем было доложено в Санкт-Петербург; и 19 декабря Адми- ралтейств-коллегия приказала: «...О строящейся у города Архангельскаго при Лапоминке батарее, когда оная придет в готовность, чтоб определены были к содержанию оной служи­ тели, также пушки, порох и прочую амуницию откуда получать, о том в архангелогородской конторе над портом учиняя проект прислать к разсмотрению в коллегию немедленно»96. В 1734 г. было принято решение о закладке двух кораблей в Архангельске. Изготовить чертежи одного судна было поручено корабельному мастеру Козенцу, второго - подмасте­ рью Якову Бранту97. Фактически же, в том году заложили три пятидесятичетырехпушечных корабля, которые Адмиралтейств-коллегия приказала строить корабельному подмастерью Я. Бранту. Тем же решением контр-адмиралу П.П. Бредалю было указано готовить листвен­ ничный лес еще на три таких же корабля. Кроме того, с целью проверки пригодности со­ снового леса для корабельного строения, было приказано заготовить материалы и начать строительство двух тридцатидвухпушечных фрегатов, один из которых следовало изгото­ вить полностью из сосны. Проектирование их было поручено мастеру Козенцу. Все пять ко­ раблей должны были быть готовы к лету 1736 г., а первые два - летом 1735 г.98 16 июля 1735 г. из Кронштатдта в Архангельск был отправлен фрегат «Россия», который 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz