Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
Ф. Баженин в письме к Ф.М. Апраксину в 1713 г. упоминал о совместном с Дмитрием Со ловьевым строительстве корабля, который он построил до начала работы в Архангельском адмиралтействе, то есть до 1711 г., и о строении «наших про себя кораблей» иноземцем Андреем Меня84 Заказ торговой компании князя А.Д. Меншикова на постройку судов для рыбной ловли и промысла морского зверя был размещен на верфи братьев Бажениных, по-видимому, в 1715-1725 гг.85 В 1725 г. Баженины на своей верфи по сенатскому наряду (а не по адмиралтейско му заказу) спустили на воду три китоловных судна, построенных с помощью голландских мастеров, которых специально для этого выписали в Россию. Участвовавшие в постройке судов мастера из адмиралтейства по распоряжению Адмиралтейств-коллегии были ото званы с Санкт-Петербург. Суда эти вернулись с промысла «с большими повреждениями и совершенно без успеха». Следствие, произведенное Берг-коллегией, признало виновными голландских мастеров, выполнявших особое поручение своего правительства, «чтобы они не только не обучали русских китоловному промыслу, но всеми силами старались бы вре дить»86. Даже из столь разрозненных сведений можно сделать вывод, что торговое и промысло вое «новоманерное» купеческое судостроение в Архангельске развивалось успешно. СОЛОМБАЛЬСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО Возрождение государственного судостроения в Архангельске было вызвано тем, что под Санкт-Петербургом заканчивался мачтовый и строевой лес, корабли петровской постройки ветшали, а закупки за границей не покрывали дефицита боевого состава Балтийского фло та. Имевшегося дуба было недостаточно для того, чтобы построить необходимое количество боевых кораблей. Весной 1732 г. корабельный подмастерье Брант был послан «в архангелогородский порт... для обымкания (отыскания. - И.Г.) и осмотра годных лесов к строению... военных кораблей». Обнаруженная Брантом лиственница удивила его и Адмиралтейскую коллегию своей исключительной прочностью и долговечностью. Это послужило причиной принятия решения, которое гласило: «И понеже такие леса к архангелогородскому порту весьма спо собны и можно их пристойным образом заготовлять и к тому порту ставить водою... то, по мнению комиссии, возможно корабли 54-х пушечные строить там в том месте, где и преж няя для строения военных кораблей верфь имелась. Також ежели тамошний форватер... в такой глубине сыщется, что могут и 66-ти пушечные корабли им провожены быть, и к оным лиственичныея деревья тостотою угодныя сыщутся, то и такие тамо строить». Вот так, в до кладе Воинской морской комиссии 4 августа 1732 г. было решено возобновить строитель ство боевых кораблей в Архангельске87. Это решение было подкреплено сенатским указом от 1 декабря 1732 г. «Об определении офицера для надзирания за работами при строении кораблей у города Архангельскаго». Этим актом было официально закреплено возобновле ние судостроения на Севере88. В связи с началом работы Камчатской экспедиции, на которую, несмотря на ее назва ние, было возложено изучение побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска на восток, с Балтики в Архангельск стали приходить корабли из Кронштадта, которые, в свою очередь, требовали обслуживания, а иногда и ремонта. Из-за этого, опережая возрожде ние адмиралтейства, в Архангельске стал восстанавливаться военный порт, капитаном над 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz