Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
хватило еще на два пятидесятипушечных корабля, которые заложили 20 июня 1714 г.73 7 августа 1714 г. в поход ушел «Архангел Михаил» под командой капитан-поручика Крамера74. В «Ведении», которое подал корабельный мастер П.Г. Выбей, сказано, что четыре новых корабля, которые было указано делать по прежней пропорции, он заложил чуть большего размера: в 1713 г. первые два «двумя футами свободнее, длиною 129 фут», два других в 1714 г. - длиною 130 футов, и строил их уже как пятидесятидвухпушечные. Но, как писал корабельный мастер, изменения в проект вносились и в Санкт-Петербурге - адмиралтейский советник А.В. Кикин распорядился на двух кораблях изменить высоту верхней палубы и размеры пушечных окон нижней палубы75. В феврале 1715 г. корабельному мастеру П.Г. Выбею были присланы распоряжения об изменении проекта четырех новых кораблей, «чтобы он у тех кораблей крют-каморы делал напереди, а не назади, також бы и камбузы делал у них в баке, а не в интрюме»76. В марте 1715 г. вице-губернатору П. Лодыженскому было послано письмо от Ф.М. Апракси на, который передал царский приказ: «Когда новостроющиеся у города корабли в путь бу дут отправляться, тогда на оные вместо балласту нагрузить рожью, сколько возможно»77. В марте в Архангельск прибыл И.А. Синявин, который занялся подготовкой эскадры к походу. Из его доклада Петру I следует, что в походный строй монарх планировал вклю чить яхту «Роял Транспорт» и трофейную шведскую шняву. Нам неизвестно письмо Паль чикова, в котором он еще раньше докладывал о «худобе» царской яхты; но из доклада И.А. Синявина следует, что ее взялись подготовить в дальний поход78. В апреле командир эскадры доложил Ф.М. Апраксину, что шведская шнява сгнила совсем, а на «Роял Транс порт» придется делать новые мачты, так как на яхте при хранении были демонтированы и старые мачты. И.А. Синявин писал: «Сыскать не можем и думаю, что в полую воду унес ло»79. 24 августа 1715 г. под начальством И.А. Синявина из Архангельска вышла эскадра, со стоявшая из четырех новых пятидесятидвухпушечных кораблей «Уриил» (И.А. Синявин), «Селафаил» (Витус Беринг), «Варахаил» (Бене), «Ягудиил» (Ден) и царской яхты «Роял Транспорт». Первые два из них «после необыкновенно трудного плавания» в конце ноя бря пришли в Копенгаген. «Варахаил» для исправления полученных повреждений зашел в норвежский порт Флекерн и прибыл в Копенгаген только весной 1716 г. Царская яхта разбилась близ Готенбурга. «Ягудиил» из-за сильной течи возвратился в Архангельск, откуда после ремонта 17 октября вновь вышел в море. Там вновь открылась течь и капи тан Ден смог довести корабль только до порта Рамзунд близ острова Миналя. «Ягудиил», безусловно, можно признать самым несчастливым кораблем, построенным в Архангель ске, на котором за время похода умерло 36 моряков и 48 оказались тяжело больны80. Строительство боевых кораблей на верфях Архангельского адмиралтейства продол жалось до 1715 г. Больше при жизни Петра I в Архангельске не строилось боевых кора блей ни для Севера, ни для Балтийского флота. Принято считать, что с 1693 по 1715 г. в Архангельске было построено 15 кораблей по государственному заказу (7 кораблей, 7 фрегатов, 1 яхта). Однако, как замечает Ф.Ф. Веселаго, «для судов больших рангов цифры... несомненно верны; для мелких же только приблизительныя»8’. Давайте подсчитаем хотя бы примерный состав кораблей разных типов и классов, построенных и(или) капитально отремонтированных по государ ственному заказу в Архангельске в эти годы. В 1715 г. верфи Архангельского адмиралтейства остались без государственного заказа. 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz