Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

хватило еще на два пятидесятипушечных корабля, которые заложили 20 июня 1714 г.73 7 августа 1714 г. в поход ушел «Архангел Михаил» под командой капитан-поручика Крамера74. В «Ведении», которое подал корабельный мастер П.Г. Выбей, сказано, что четыре новых корабля, которые было указано делать по прежней пропорции, он заложил чуть большего размера: в 1713 г. первые два «двумя футами свободнее, длиною 129 фут», два других в 1714 г. - длиною 130 футов, и строил их уже как пятидесятидвухпушечные. Но, как писал корабельный мастер, изменения в проект вносились и в Санкт-Петербурге - адмиралтейский советник А.В. Кикин распорядился на двух кораблях изменить высоту верхней палубы и размеры пушечных окон нижней палубы75. В феврале 1715 г. корабельному мастеру П.Г. Выбею были присланы распоряжения об изменении проекта четырех новых кораблей, «чтобы он у тех кораблей крют-каморы делал напереди, а не назади, також бы и камбузы делал у них в баке, а не в интрюме»76. В марте 1715 г. вице-губернатору П. Лодыженскому было послано письмо от Ф.М. Апракси­ на, который передал царский приказ: «Когда новостроющиеся у города корабли в путь бу­ дут отправляться, тогда на оные вместо балласту нагрузить рожью, сколько возможно»77. В марте в Архангельск прибыл И.А. Синявин, который занялся подготовкой эскадры к походу. Из его доклада Петру I следует, что в походный строй монарх планировал вклю­ чить яхту «Роял Транспорт» и трофейную шведскую шняву. Нам неизвестно письмо Паль­ чикова, в котором он еще раньше докладывал о «худобе» царской яхты; но из доклада И.А. Синявина следует, что ее взялись подготовить в дальний поход78. В апреле командир эскадры доложил Ф.М. Апраксину, что шведская шнява сгнила совсем, а на «Роял Транс­ порт» придется делать новые мачты, так как на яхте при хранении были демонтированы и старые мачты. И.А. Синявин писал: «Сыскать не можем и думаю, что в полую воду унес­ ло»79. 24 августа 1715 г. под начальством И.А. Синявина из Архангельска вышла эскадра, со­ стоявшая из четырех новых пятидесятидвухпушечных кораблей «Уриил» (И.А. Синявин), «Селафаил» (Витус Беринг), «Варахаил» (Бене), «Ягудиил» (Ден) и царской яхты «Роял Транспорт». Первые два из них «после необыкновенно трудного плавания» в конце ноя­ бря пришли в Копенгаген. «Варахаил» для исправления полученных повреждений зашел в норвежский порт Флекерн и прибыл в Копенгаген только весной 1716 г. Царская яхта разбилась близ Готенбурга. «Ягудиил» из-за сильной течи возвратился в Архангельск, откуда после ремонта 17 октября вновь вышел в море. Там вновь открылась течь и капи­ тан Ден смог довести корабль только до порта Рамзунд близ острова Миналя. «Ягудиил», безусловно, можно признать самым несчастливым кораблем, построенным в Архангель­ ске, на котором за время похода умерло 36 моряков и 48 оказались тяжело больны80. Строительство боевых кораблей на верфях Архангельского адмиралтейства продол­ жалось до 1715 г. Больше при жизни Петра I в Архангельске не строилось боевых кора­ блей ни для Севера, ни для Балтийского флота. Принято считать, что с 1693 по 1715 г. в Архангельске было построено 15 кораблей по государственному заказу (7 кораблей, 7 фрегатов, 1 яхта). Однако, как замечает Ф.Ф. Веселаго, «для судов больших рангов цифры... несомненно верны; для мелких же только приблизительныя»8’. Давайте подсчитаем хотя бы примерный состав кораблей разных типов и классов, построенных и(или) капитально отремонтированных по государ­ ственному заказу в Архангельске в эти годы. В 1715 г. верфи Архангельского адмиралтейства остались без государственного заказа. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz