Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
транспорт57. Однако судьба рассудила по-другому: «Св. Павел» во время сильной бури потерял мачту и 18 августа возвратился в Архангельск, а «Св. Илья» и «Св. Петр» благопо лучно пришли в Копенгаген, по пути следования захватив шведский галиот, груженый лесом. Осенью того же года, корабли, посланные из Копегагена в крейсерство в Каттегат, захватили еще один галиот нагруженный солью, а шведская военная бригантина спас лась от них бегством благодаря близости своего берега58. Успешное крейсерство архан гельских фрегатов из Копенгагена, где они находились в подчинении у русского послан ника В.Л. Долгорукова, продолжалось и на следующий год захватом шведских каперских и торговых судов59. А. Рейс на «Св. Павле» после ремонта на следующий год пришел в Данию, откуда осе нью в 1712 г. с эскадрой отправился в Ригу. «Св. Илья» на пути в Ригу разбился60. Указ, данный в марте 1710 г. о строительстве двух новых кораблей в Архангельске, не был выполнен до 1711 г. из-за отсутствия заготовленных пиломатериалов. В марте 1711 г. иноземец Герене Выбе, уже построивший два фрегата в Архангельске, был назна чен корабельным мастером Архангельского адмиралтейства, а учеником при нем - его сын Питер, о чем 19 мая 1711 г. доложил графу Ф.М. Апраксину вице-губернатор А. Курба тов6’ . В том же году экипажмейстером адмиралтейства был нанят Ф. Баженин62. В 1712 г. на Соломбальской верфи Г. Выбе заложил три пятидесятипушечных кора бля63, и корпуса, по его заключению, были готовы к спуску на воду к июлю 1713 г. или даже раньше64 3 августа 1713 г. Г. Выбе умер, работу продолжил его сын, который зало жил тем летом два новых корпуса65. В 1713 г. в Архангельске спустили на воду и подготовили к плаванию фрегаты «Ар хангел Гавриил» и «Архангел Рафаил», которые 17 сентября вышли в поход на Балтику во главе с капитаном Симеоном. «Архангел Михаил», не успев пройти мимо Новодвинской крепости и выйти в море из-за нагона льда, остался зимовать в Архангельске66. «Архангел Рафаил», дойдя до Колы, остановился на зимовку, но получивший об этом донесение Петр I немедленно послал за ним ИА. Синявина, приказав немедленно привести корабль в Ревель67. За время строительства трех «Архангелов» на нужды Соломбальской верфи деньги «сверх корабельных расходов» были потрачены: на «укрепление... от вешних вод», «на строение кузниц, на хоромное строение», а также на починку «корабля - транспорта и га лиота и шняв»68, что свидетельствует в пользу того, что основное строительство кораблей Архангельским адмиралтейством переносится на Соломбальскую верфь, оставляя доки адмиралтейства для портовых нужд. Осенью 1713 г. вице-губернатор АА. Курбатов работу над двумя новыми корпусами остановил из-за болезни корабельного матера Питера, который стал «вельми скорбен». Об этом Ф. Баженин доложил Ф.М. Апраксину, также он сообщал о нехватке ясеневых корабельных блоков, которые экипажмейстер предлагал выписать из-за границы, а не ждать отечественных поставок, объясняя это тем, что «тому заморская цена воронежской присылки будет не дороже»69. Об остановке работ доложил царю и сам АА. Курбатов, ссылаясь на то, что «одному ему Петру (Питеру Геренсу Выбею. - И.Г.) вручить о строение без указу В.В. (Вашего ве личества. - И.Г.) опасно»70. В это время «надсмотрителем» верфи был определен Макси мович7’ . В 171Д г. Петр I повелел закупать «блоки из-за моря», а из имеющегося материала «заложить еще три корабля, а буде лесу больше будет, то и более»72. Пиломатериалов 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz