Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

истории», составленной В.В. Крестининым, лишь потому, что был разрушен дворец Петра I на Маркове острове у Новодвинской крепости33. В сложившихся условиях очень сомнительно, чтобы опытный кораблестроитель адми­ ралтейский комиссар Е.Е. Избрант и один из видных военных советников царя - вице-ад- мирал К.И. Крюйс, прибывший в 1702 г. в Архангельск из Воронежа, решили строить новые русские корабли в незащищенном месте, доступном для любопытных глаз неприятельских лазутчиков. Учитывая срочность порученного дела, они решили обойтись без возведения укреплений, расположив верфь Архангельского адмиралтейства выше по течению реки от города. При таком расположении доки адмиралтейства были защищены от противника артиллерией городских стен и стоящих на рейде судов, а от морских ветров - сложным изгибом русла Северной Дивны и высоким правым берегом. Место нахождения адмиралтейской верфи нам удалось найти в 2010 г. благодаря об­ наружению в фондах Российского государсвенного архива древних актов карты дельты Се­ верной Двины, выполненной инженером Георгом Эрнестом Резе по царскому повелению в 1721 г.34Территория Архангельского адмиралтейства на сегодняшний день занята водо­ забором для Архангельска, расположенным на Ленинградском проспекте. Давайте обратим внимание на одно ключевое слово «доки», которое показывает отли­ чие этого места от других мест постройки различный судов, которые у нас на Севере обычно именовали плотбищами. Док позволяет поднять судно из воды для производства ремонт- но-восстановительных работ без его разгрузки и разоружения. Один из старейших отечественных военных словарей дает следующее определение термину адмиралтейство: «Собственно же Адмиралтейство у нас значит: место на берегу реки, залива, моря, для строения, хранения, снабжения и починки кораблей и других судов. Мы различаем два рода Адмиралтейства: назначенное для строения новых судов (верфь), и портовое, в котором суда хранятся, починиваются и вооружаются»35. Судя по карте Г.Э. Резе, в том месте на Соломбальских островах находились лишь адмиралтейские кузницы, но не было доков36, вероятно, там были расположены и некото­ рые склады адмиралтейства, без которых работа судоверфи, да и тех же кузниц, весьма затруднительна. Датой основания новой верфи Архангельского адмиралтейства можно считать лето 1701 г., когда после победы над шведами у Новодвинской крепости пришлось извлечь из воды и отремонтировать плененные шняву и галиот. Именно для этого, видимо, и были устроены первые доки. Здесь на адмиралтейской верфи 24 мая 1702 г. Петр I спустил на воду два новых русских малых фрегата «Св. Дух» («Сошествие Святого Духа») и «Ку­ рьер»37, а также в то лето заложил малый фрегат «Св. Илья»38 (историк русского флота Ф.Ф. Веселаго в справочнике «Список русских военных судов с 1668 по 1860 год» в 1872 г. указал, что эти два фрегата были построены в Архангельске, а не на Соломбальской верфи, как предыдущий «Св. Павел»39). Документов о строительстве новых кораблей с 1704 по 1709 г. не сохранилось, но по косвенным данным мы можем судить, что на адмиралтействе шла активная работа, в том числе по совершенствованию собственной производственной базы. Так, в 1706 г. Е.Е. Из- брантом в Архангельске был построен канатный завод, а на р. Ширше было начато строи­ тельство водяной пильной мельницы. В это время в помощь адмиралтейскому комиссару для управления Архангельским портом был назначен капитан Класс Фрае40. 25 апреля 1707 г. в помощь Е.Е. Избранту из Приказа адмиралтейских дел в Архан­ гельск был послан Семен Степанович Племянников (также в звании адмиралтейского 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz