Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
боевую флотилию, которая бы вошла важнейшим звеном в систему обороны Архангельска. Из шести брандеров, заложенных по царскому указу у Новодвинской крепости, один был готов в июле22, а остальные достраивались еще в августе23. По свидетельству путеше ственника К. де Бруина, наблюдавшего 3 сентября 1701 г. возведение Новодвинской крепо сти, «тут же приготовляли три брандера»24. Возглавляли их постройку иностранные комен доры Германус Дербен (Дебренн), Левеин Бекен (Беккер) и Гербрант Принс25. Вице-адмирал К.И. Крюйс прибыл в Архангельск 18 марта 1702 г.26 для подготов ки города к обороне от повторного шведского нападения. По сведениям, приведенным П.А. Кротовым, К.И. Крюйс был у Новодвинской крепости, руководил строительством пра- мов и зажигательных судов, необходимых для обороны города. Туда ему были отправле ны припасы для четырех брандеров и двух «барок пушечных». Барки, изготовленные 18 плотниками всего за шесть дней, имели «пушечные окошки». Вероятно, это были некие варианты плавучих батарей, предназначенные для усиления обороны двинских устьев27. Таким образом, можно заключить, что из шести брандеров, строившихся в 1701 г., были готовы только четыре, а две барки были сделаны, скорее всего, по инициативе К.И. Крюйса. Необходимо уточнить одно важное обстоятельство: внимательное прочтение документа, на который ссылается П.А. Кротов28, позволяет утверждать, что строительство прамов велось не у Новодвинской крепости, а в местечке Красное на Мурманском устье Северной Двины. Ве роятно, К.И. Крюйсом был построен еще один (пятый) брандер. О строительстве брандеров в Архангельске до 1708 г. нам ничего неизвестно, указов об этом не было, да и причин для этого больше не возникало, но в документах 1707 г. у крепости числилось пять брандеров, из которых два были ветхими29. Известно описание Соломбальской верфи в 1701 г., данное голландским путешествен ником Корнелием де Бруином: «Царь имеет прекрасное место для постройки кораблей, в получасе от Архангельска, на северо-запад от него; оно расположено очень приятно, вне большой дороги. Все корабли, приходящие в город и выходящие из него, проходят через него... На реке, у оконечности берега, можно видеть корабль, совершенно готовый, но па луба котораго еще не окончена. Селение в стороне... называется Соломбаль (StramboL)»30. Здесь речь идет как раз о строительстве первых шести флейтов. Столь ли прекрасным местом в начале XVIII в. была Соломбала для организации и раз вития судостроения? В действительности, первая верфь была больше рассчитана на то, что- Вид на сопомбапьсную судоверфь с правого берега. Гравюра Н.де Бруина. 1711г. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz