Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

1695/96 г. было выбрано место близь Воронежа, где, в то время как готовились галеры в Преображенском, строили струги, лодки и плоты’4. Весной 1696 г. плоскодонный речной флот Петра I был готов ко второму азовскому походу, увенчавшемуся победой русского ору­ жия при прямой поддержке флота’5. Во время «великого посольства» Петра по европейским странам английский король Вильгельм подарил русскому царю двухмачтовую двадцатипушечную яхту «Royal Transport», построенную по проекту адмирала лорда Кармартена и отличавшуюся прекрасными море­ ходными качествами. В 1698 г. яхта пришла в Архангельск. Несмотря на желание Петра перевести ее внутренними водными путями в Азов, выполнить царскую волю не удалось - морской корабль не был предназначен для плавания по мелководным рекам. Много позже, в 1715 г., выполняя поручение монарха, яхту отправили из Архангельска на Балтику, но она разбилась у норвежских берегов’6. Большая работа развернулась в Соломбале в 1700-1701 гг., когда здесь была обору­ дована судоверфь, и адмиралтейским комиссаром Е.Е. Избрантом (Елизарий Избрант, Евет Избрант Идее) не ней было построено шесть больших трехмачтовых торговых судов - флей- тов’7. Мы не будем подробно останавливаться на этом факте, история строительства и судьба флейтов исследована П.А. Кротовым’8. Е.Е. Избрант входил в круг доверенных лиц Петра I, но о нем мало что известно. Нельзя однозначно даже сказать о его национальности: одни исследователи считают его голланд­ цем, другие - датчанином. Однозначно то, что он был успешным купцом и обладал широким кругозором. В 1697 г. царь послал Е.Е. Избранта в Пекин для переговоров о торговле. Он не только успешно провел переговоры, но проезжая по Сибири, «собрал о ней некоторые све­ дения и, с помощию Витсена, составил карту, на которой в первый раз европейцам является Камчатка»’9. К моменту нападения шведов на укрепления новой крепости на Малой Двинке, как нам известно из прошения Е.Е. Избранта, которое он лично подал ФА. Головину 14 июня 1701 г., на воду были спущены пять флейтов, а шестой еще оставался на берегу. Судостро­ итель предлагал для защиты новых кораблей поставить их в одном месте, при этом он был готов их вооружить, но просил для этого дать ему солдат20. 15 июня двинскому воеводе А.П. Прозоровскому была отправлена грамота из Москвы с распоряжением принять меры к охране шести новых флейтов, выделив для этого двинских солдат; из имевшегося арсенала Е.Е. Избранта было велено взять 60 или больше пудов пороха и раздать его солдатам, а при­ казчику Е.Е. Избранта Матвею Барцу изгото­ вить «порох какой понадобитца без мотчания (без задержки. - И.Г.)»2’. Кроме шести больших трехмачтовых тор­ говых судов, в 1701 г. у Новодвинской кре­ пости в Березовском устье (Корабельный рукав Северной Двины) строились брандеры. Угроза нападения шведского флота на Ар­ хангельск, главный торгово-стратегический центр на Севере России, свидетельствовала о необходимости иметь на Северной Двине Модель яхты «Royal Transport», подареннойПетру I в Англии. Из фондов ЦВММ. Открытка начала XX в. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz