Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
Яхта «Св. Пётр», вариант 1693 г. и торговых судов российского флота. Именно эта убежденность не позволяла увидеть то, что в начале XVIII в. в Архангельске было, как минимум две судоверфи. За Соломбальской верфью несомненно остается первенство в строительстве судов по государственному заказу, в то время как массовое производ ство и ремонт боевых кораблей в доках были развернуты на верфях Архангельского адми ралтейства, располагавшегося выше старого города. По предположению В.В. Брызгалова и Г.П. Попова, первая петровская двенадцати пушечная яхта «Св. Петр» («Святой Апостол Петр») была построена на Мосеевом острове". По мнению П.А. Кротова, местом ее строи тельства стал остров Никольский на месте современного завода «Красная кузница»'2. Где-то здесь 20 мая 1694 г. Петр I торжественно спустил на воду и первый двадцатичетырехпушеч ный малый фрегат «Св. Павел» («Святой Апостол Павел»)'3. Несмотря на то, что соломбаль- ское происхождение двух первых российских военных кораблей, построенных при Петре I, является всего лишь умозрительным заключением вполне уважаемых исследователей, мы склонны с ним согласиться, поскольку, ни о каком ином месте в Архангельске, где мог бы исполняться государственный заказ на постройку судов, нам неизвестно, а близость к Со- ломбале Государева двора (дворцового комплекса, возведенного к приезду Петра I в 1693 г. на Мосеевом острове), хотя и косвенно, но говорит в пользуэтой версии. Строительство двух первых русских военных кораблей по царскому указу в месте тра диционной постройки частных торговых и транспортных судов - в Архангельске - заложи ло основу регулярному государственному судостроению, которое, начавшись в 1693 г., уже не прерывалось до наших дней. Архангельск стал колыбелью русского военно-морского и государственного торгового флота. Со спуском на воду первого корабля «Святой Апостол Петр» двинским воеводой был назначен родственник царя, будущий адмиралтеец Федор Матвеевич Апраксин. В 1693 г. Петр дал жалованную грамоту на строительство морских судов в России своему учителю Францу Федоровичу Тиммерману, который не сумел ей вос пользоваться, так как привилегия, предоставленная на 20 лет, не обеспечивала монополии: традиционные поморские промысловые и транспортные суда строились в достаточном ко личестве, а государственный заказ еще не был сформирован. В 1694 г. во время второго приезда Петра в Архангельск из Голландии пришел заку пленный по царскому заказу сорокачетырехпушечный фрегат «Св. Пророчество» (Santa Profeetie). Первые успешные попытки судостроения и понимание необходимости развития морской торговли стали одним из побудительных мотивов для Петра I открыть путь России к Азовскому и Черному морям, освободив исконно русские земли от турецкого владычества. В 1694 г. монарх заказал в Голландии весельную галеру (рассчитанную на 32-34 гребца), которая была доставлена в Архангельск, а в 1695 г. разобрана и доставлена в село Пре- ображенское, где было организовано производство русских галер и брандеров. Для стро ительства судов иностранные и русские плотники были привезены из Архангельска. Для окончательной сборки первых 22 галер, 4 брандеров и строительства других судов зимой 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz