Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

Яхта «Св. Пётр», вариант 1693 г. и торговых судов российского флота. Именно эта убежденность не позволяла увидеть то, что в начале XVIII в. в Архангельске было, как минимум две судоверфи. За Соломбальской верфью несомненно остается первенство в строительстве судов по государственному заказу, в то время как массовое производ­ ство и ремонт боевых кораблей в доках были развернуты на верфях Архангельского адми­ ралтейства, располагавшегося выше старого города. По предположению В.В. Брызгалова и Г.П. Попова, первая петровская двенадцати­ пушечная яхта «Св. Петр» («Святой Апостол Петр») была построена на Мосеевом острове". По мнению П.А. Кротова, местом ее строи­ тельства стал остров Никольский на месте современного завода «Красная кузница»'2. Где-то здесь 20 мая 1694 г. Петр I торжественно спустил на воду и первый двадцатичетырехпушеч­ ный малый фрегат «Св. Павел» («Святой Апостол Павел»)'3. Несмотря на то, что соломбаль- ское происхождение двух первых российских военных кораблей, построенных при Петре I, является всего лишь умозрительным заключением вполне уважаемых исследователей, мы склонны с ним согласиться, поскольку, ни о каком ином месте в Архангельске, где мог бы исполняться государственный заказ на постройку судов, нам неизвестно, а близость к Со- ломбале Государева двора (дворцового комплекса, возведенного к приезду Петра I в 1693 г. на Мосеевом острове), хотя и косвенно, но говорит в пользуэтой версии. Строительство двух первых русских военных кораблей по царскому указу в месте тра­ диционной постройки частных торговых и транспортных судов - в Архангельске - заложи­ ло основу регулярному государственному судостроению, которое, начавшись в 1693 г., уже не прерывалось до наших дней. Архангельск стал колыбелью русского военно-морского и государственного торгового флота. Со спуском на воду первого корабля «Святой Апостол Петр» двинским воеводой был назначен родственник царя, будущий адмиралтеец Федор Матвеевич Апраксин. В 1693 г. Петр дал жалованную грамоту на строительство морских судов в России своему учителю Францу Федоровичу Тиммерману, который не сумел ей вос­ пользоваться, так как привилегия, предоставленная на 20 лет, не обеспечивала монополии: традиционные поморские промысловые и транспортные суда строились в достаточном ко­ личестве, а государственный заказ еще не был сформирован. В 1694 г. во время второго приезда Петра в Архангельск из Голландии пришел заку­ пленный по царскому заказу сорокачетырехпушечный фрегат «Св. Пророчество» (Santa Profeetie). Первые успешные попытки судостроения и понимание необходимости развития морской торговли стали одним из побудительных мотивов для Петра I открыть путь России к Азовскому и Черному морям, освободив исконно русские земли от турецкого владычества. В 1694 г. монарх заказал в Голландии весельную галеру (рассчитанную на 32-34 гребца), которая была доставлена в Архангельск, а в 1695 г. разобрана и доставлена в село Пре- ображенское, где было организовано производство русских галер и брандеров. Для стро­ ительства судов иностранные и русские плотники были привезены из Архангельска. Для окончательной сборки первых 22 галер, 4 брандеров и строительства других судов зимой 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz