Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
были уже хорошо освоены поморами и активно использовались4 Объединение русских земель вокруг Москвы, освобождение от золотоордынской за висимости привели к укреплению Русского государства. Приступив во времена Ивана IV Грозного к расширению границ, Россия в 1558 г. со взятием Нарвы смогла вновь выйти на Балтику, а с завоеванием Казани и Астрахани открыла себе путь к Каспийскому морю. Впрочем это не стало толчком к развитию собственного флота, а лишь показало большие возможности внешней торговли. Через Нарву в Россию поступали не только товары, но и новое оружие, произведения искусства, из стран Западной Европы приезжали в поисках работы художники, инженеры, ученые. В эти годы Аникий и Яков Строгановы заказали не мецким мастерам построить на Северной Двине два корабля, однако судьба этих судов нам неизвестна5. Речное и морское судостроение на Северной Двине и во всем Беломорье активно раз вивалось. Создавались промысловые и торговые суда, благодаря которым Баренцево море стало внутренним морем России, ограниченным побережьем Груманта (Шпицбергена) и Но вой Земли, а восточное направление на Обь в Мангазею уже в XV в. было обычным морским маршрутом для поморских лодей и кочей. С Северной Двины из Холмогор поморские суда ходили вокруг Скандинавии в Данию и дальше в новгородские земли. В 1548 г. начали строить суда при Соловецком монастыре. В 1561 г. 15 монастырских лодей разбилось в бурю «против Унских рогов». 20 лет спустя, в 1581 г. на берегу Северной Двины подле Холмогор голландскими мастерами был построен морской галиот, который в 1584 г. погиб6. На основе анализа различных источников А.В. Ружников пришел к выводу, что постоян но действующий морской флот Беломорья в среднем состоял из 1500-2000 транспортных и промысловых судов, работавших в западном секторе Арктики. В середине XVII в. только на перевозках по Белому и Баренцеву (до Колы) морям ежегодно было задействовано более 200 лодий7. Таким образом, еще до начала Петровской эпохи жители Беломорья имели свой морской торговый и промысловый флот и были знакомы с традициями европейского судостроения и судовождения. Петру I оставалось лишь сделать «государев заказ» на те типы кораблей, которые, по его мнению, были нужны государству8. Для обеспечения безопасности перевозки товаров по Хвалынскому (Каспийскому) морю в селе Дединове Коломенского уезда в середине ноября 1667 г. был заложен первый рус ский военно-морской корабль - барк «Орел», который уже весной 1668 г. был спущен на воду. Следом за ним были построены яхта и две шлюпки. Не дождавшись пушек, без воо ружения в 1669 г. «Орел» с яхтой направился к Нижнему Новгороду, а затем к Астрахани, где «Орел» был сожжен восставшими казаками9. Дединовские суда не смогли стать основой русского военно-морского флота на Каспийском море. Идея создания собственного флота особенно укрепилась в России во времена царство вания Алексея Михайловича, отца Петра I, но в то время дальше рассуждений дела не дви нулись, хотя военные речные флотилии с успехом применялись при боевых действиях на Неве и Западной Двине и даже выходили в Балтийское море. АРХАНГЕЛЬСК - РОДИНА РУССКОГО ФЛОТА Для большинства людей интересующихся историей российского флота является непре ложной истиной, что адмиралтейство в Архангельске с момента своего основания находи лось в Соломбале10, где и было развернуто государственное производство боевых кораблей U1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz