Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
I . 0 причинах и последствиях этого упразднения см.: Огородников С. История Архангельского порта. СПб., 1875. С. 370-376; Попов Г.П. Ногою твердой стать при море...: Штрихи к истории Архангельского порта. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1992. С. 126-139. 2. Щербацкий В.Т. Архангельские винтовые клипера II Судостроение. 1984. №6. С. 50-53. 3. Его же. Архангельские винтовые клиперы // Бриз. 1996. № 7,8,9,10. Д. Широкорад А.Б. Чудо-оружие Российской империи. М.: Вече, 2005; Его же. Россия выходит в мировой океан. Страшный сон королевы Виктории. М.: Вече, 2005. 5. Его же. Чудо-оружие Российской империи. С. 47,115. 6. Безапелляционные и демонстративно просторечные фразы А.Б. Широкорада, насколько я знаю из общения с коллегами, вызывают неприятие даже у тех, кто с интересом следит за творчеством Александра Борисовича и читает его книги. Вот лишь некоторые фразы из одной главы: «безродный космополит Карл Нессельроде», «заскорузлые военные историки», «машины... "жрали" много угля», «ретивые лорды», «пьянки Его Императорского Высочества» (об обедах, дававшихся великим князем Константином Николаевичем). См.: Широкорад А.Б. Чудо-оружие Российской империи. С. 41,42,47,59 и т.д. 7. Щербацкий В.Т. Архангельские винтовые клипера. С. 50. 8. РГАВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 1078:0 постройке в Архангельске клиперов (дело начато 27.08.1855, окончено 13.02.1857, состоит из 157 листов). 9. Там же. Л. 17. 10. Попов Андрей Александрович (1821-1898)- военный моряк, администратор, кораблестроитель. В годы Крымской войны командовал отрядом из трех русских пароходов, потопивших шесть турецких транспортов; руководил установкой морских орудий на укреплениях города. Командуя пароходом «Тамань», сумел прорваться из блокированного с моря Севастополя и, уничтожив одно турецкое судно, прибыл в Одессу. Его работа по организации снаряжения и подготовке к переходу из Архангельска на Балтику клиперов была по достоинству оценена: 26 августа (7 сентября) 1855 г. он был произведен в капитаны 1-го ранга. Подробнее о службе А.А. Попова см.: Общий морской список. 4. XI: Царствование Николая I. Н-С. СПб., 1900. С. 241-250. II. Фрегат «Паллада» построен в 1832 г. на Охтинской верфи в Санкт- Петербурге. Первым командиром его был П.С. Нахимов. В 1852 г. на «Палладе» была отправлена в Японию русская дипломатическая миссия, возглавляемая адмиралом Е.В. Путятиным. Секретарем миссии был И.А. Гончаров, впоследствии ставший классиком русской литературы. Путешествию он посвятил свою книгу «Фрегат "Паллада"». 12. РГАВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 1078. Л. 24-26. 13. Там же. Л. 28. 14. Щербацкий В.Т. Архангельские винтовые клипера... С. 52; Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб., 1872. С. 182-183. 15. РГАВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 1078. Л. 124-125; Щербацкий В.Т. Архангельские винтовые клипера... С. 52. 16. Вероятно, М. Истомин, в то время - один из постоянных авторов «Архангельских губернских ведомостей». 17. АГВ. 1856.26 мая. 18. Вероятно, это Кокорев Василий Александрович (1817-1889), купец 1-й гильдии. Происходивший из семьи торговца солью Костромской губернии, будучи старообрядцем, В.А. Кокорин не получил систематического образования, однако стал в 1850-х гг. известным предпринимателем (миллионером!), а впоследствии также общественным деятелем, публицистом и меценатом. Наиболее известна его книга «Экономические провалы: По воспоминаниям с 1837 г.», изданная в Санкт-Петербурге в 1887 г. (последнее переиздание - в Москве, 2005 г.). В ней он излагает свои взгляды на проблемы экономического развития России и пути их решения. 19. Поромов И. Встреча 32-го флотского экипажа Черноморского флота в Архангельске // АГВ. 1856.2 июня. Неофиц. ч. 20. Взале была выставлена модель медали, учрежденной по указу императора Александра II от 26 ноября (8 декабря) 1855 г. Ею награждались генералы, штаб-офицеры, обер-офицеры, нижние чины всех званий, как строевые, так и нестроевые, составлявшие Севастопольский гарнизон, находившиеся на северной стороне Севастополя и на всех батареях этой стороны; гражданские чиновники всех ведомств, находившиеся в Севастополе во время осады по обязанностям службы, и «вообще все лица», временно находившиеся в осажденном Севастополе по делам службы; жители Севастополя, участвовавшие в обороне города; женщины, которые несли службу в госпиталях или отличились во время обороны. Медаль подлежала выдаче «для ношения на Георгиевской ленте в петлице» (ПСЗ—II. Т. 30. Отд. первое. №29861,29862). 21. Поромов И. Обеды и бал, данные в Архангельске, по случаю вступления 32-го экипажа Черноморского флота II АГВ. 1856.9 июня. Неофиц. ч.. 22. Соломбала, или Соломбальское селение, официально было присоединено к городуАрхангельскулишь 1863 г., в соответствии с Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 18 февраля (2 марта) 1863 г. (ПСЗ-ll. Т.XXXVIII. N" 39294). 23. Поромов И. Обеды и бал, данные в Архангельске... 24. АГВ. 1856.28 июля; 22 сентября. Неофиц. ч. 25. Зтот перечень стран пополнило королевство Сардиния. Обучастии в войне государства с подзабытым теперь названием редко вспоминают. Но, тем не менее, в 1855 г. эта маленькая страна (территории ее входят в состав современной Италии) объявила войну России и на английских транспортных судах направила в Крым экспедиционный корпус численностью около 15 тысяч человек, который принял участие в боевых действиях. 26. См., например: Ристе У. История внешней политики Норвегии / пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003. С. 78. Книга была опубликована двумя годами ранее в Норвегии: Riste 0. Norway's Foreign Relations - A History. Oslo: Uni- versitetsfоrlaget, 2001. Наблюдения и выводы У. Ристе в целом согласуются со взглядами советских и российских историков. См., например: История Норвегии / отв. ред. А.С. Кан. М.: Наука, 1980. С. 288-289. 27. Про Турцию и Сардинское королевство автор либо забыл, либо не упомянул сознательно. 28. Речь идет о заявлениях в британской прессе, сделанных будто бы Ч. Непиром и Дж. Дондасом. Первый собирался в течение суток высадить десант в Санкт-Петербурге, второй - потратить несколько дней на взятие Севастополя, после чего дать там торжественный обед. Прислуживать на обеде должны были донские казаки. 29. Жоли В. Ложь и действительность Восточной войны. СПб., 1855. С. 134-135. 30. Сергей Юльевич Витте (1849-1915) был министром финансов России с 1892 по 1903 г. 31.ГАРФ.Ф. 645. Оп. 1. Д. 749. Л. 1-18. 32. На самом деле - шесть. 33. Федоров П.В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье в XVI—XX вв. Мурманск: МГПУ, 2009. С. 139. Несмотря на то, что деятельность С.Ю. Витте неоднозначно оценивается историками, в отношении Мурмана он оказался провидцем: в условиях Первой и Второй мировых войн выход к океанским коммуникациям и с Черного, и с Балтийского морей для России и СССРоказался блокирован противником. 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz