Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
Кронштадте через 24 часа и в Севастополе через 3 дня28; Франция, смотревшая на всю эту экспедицию, нан на дело одного удара; эти две нации, униженные в своем военном тщеславии, потерявшие свою воинственную славу, не могут желать мира»29. Благодаря российскому императору Александру II и его окружению мир был избавлен от продолжения кровавой бойни, вступление в которую других стран было лишь вопросом времени. «Архангельским» паровым клиперам, заложенным на стапелях в условиях войны, по строенным в условиях секретности в кратчайшие сроки, продемонстрировавшим в ходе испытаний великолепные ходовые качества под парусами, хорошо вооруженным и управ ляемым опытными военными моряками, не довелось стать «оружием возмездия». Показательно, что об этом так и не осуществленном опыте вспомнили четыре десятиле тия спустя, в 1890-х гг. В 1894 г. министр финансов С.Ю. Витте 30 совершил поездку на Север России. По Северной Двине он прибыл в Архангельск, затем на пароходе совершил пла вание вдоль Мурманского берега и через Норвегию и Стокгольм вернулся в Петербург. По результатам поездки С.Ю. Витте представил Александру III доклад, где впервые подробно и на высоком уровне была обоснована мысль о военно-стратегическом значении Мурмана3'. С.Ю. Витте подверг критике исторически сложившуюся систему базирования Российско го флота. Он указывал на то, что «морские силы России, имея главные опорные пункты в замкнутых и замерзающих морях, лишены необходимой свободы действий»; и приводил пример, относящийся ко времени Крымской войны, когда «выхода в океан пришлось искать через Белое море» и когда «наскоро, во время войны, в Архангельске были построены пять 32 паровых крейсеров, и только заключение мира приостановило выступление их в море»33. 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz