Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
1866 г. протоиереем И. Базаровым С.С. Джунковский был присоединен к русской право славной церкви в качестве простого мирянина. История религиозных исканий и «заблуждений» С.С. Джунковского, в конце концов об ратившегося к родной церкви, вызывала недвусмысленные ассоциации с притчей о блуд ном сыне и получила известность благодаря его публикациям в российских периодических изданиях вскоре по возвращении в Россию63. В западноевропейских газетах и журналах, особенно клерикальных, где С.С. Джунков ский был одним из ведущих сотрудников, возвращение его в Россию было воспринято с тревогой и породило противоречивые слухи. Это побудило Степана Степановича, теперь уже дважды (!) ренегата, обнародовать написанное им на французском языке «Пастырское прощальное послание апостолического наместника арктических стран, обращенное к духо венству и пастве этой епархии», с включенной в него «Энцикликой»64, где он подверг резкой критике учение и, в особенности, практику римско-католической церкви. В последние годы жизни С.С. Джунковский был членом Учебного комитета при Святей шем Синоде и членом Миссионерского общества; сотрудничал с несколькими духовными и светскими периодическими изданиями65; но проблемы со здоровьем занимали у него все больше времени. 25 февраля (9 марта) 1870 г. в 6 часов вечера на 50-м году жизни Степан Степанович Джунковский умер. Неистребимая любовь к поискам истины и любопытство не покидали его до последних минут: он даже попросил доктора анатомировать его, чтобы тот смог точно установить причину его смерти. Пожелание умирающего было исполнено66. В опубликованных некрологах, между прочим, упоминались жена и двое детей С.С. Джунковского, оставшиеся после его кончины «без всяких средств»67. Годом раньше, в 1869 г., прекратила свое существование полярная префектура. К на стоящему времени о ней напоминают лишь маленькая часовня в Альте, восстановленная к 2006 г. - 150-летнему юбилею миссии, и несколько могил на кладбище. ИТОГИ РАБОТЫ МИССИИ Организация префектуры (Praefectura Apostolica Poli Arctici), ориентированной на рас пространение католицизма на Севере в 1854-1855 гг., пришлась на время, когда Россий ская империя, не имея союзников, вела изнурительную войну против Великобритании, Франции и Турции, территории и ресурсы которых, вместе взятые, в те годы существенно превосходили российские. Одним из главных поводов к Крымской (Восточной) войне, как известно, был конфликт между римско-католической и православной церквями о правах на святые места в Палестине, в котором верх одержали поддерживаемые турецкими властя ми католики. Логично предположить, что, ободренный успехом папа Пий IX в 1854 г. под держал предложение русского ренегата о распространении католицизма в Скандинавии, где позиции римско-католической церкви, казалось, были безвозвратно утрачены в эпоху Реформации, и откуда, при удачном стечении обстоятельств, можно было бы начать новую волну религиозной экспансии, направленной в том числе и на Россию. На то, что Praefectura Apostolica Poli Arctici появилась в условиях войны, до сих пор не обращалось должного внимания, как не обращалось внимания и на то, что сам по себе отказ С.С. Джунковского от православной веры не повлек в отношении него никаких репрессий со стороны царского правительства. С.С. Джунковский принял католичество и вступил в орден иезуитов в 1845 г., но лишь в 1854 г. (!) был заочно лишен всех прав состояния - фактически за то, что в условиях военного времени «с нарушением верноподданнического долга и при- гии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz