Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
С.С. Джунковского. Он также много публиковался; есть указания, в частности, на то, что в библиотеке Карла Маркса сохранялся подготовленный В.И. Кельсиевым сборник материа лов о скопцах и «скопической ереси» Н.И. Надеждина с пометками и выписками самого К. Маркса58. С.С. Джунковский и В.И. Кельсиев в первой половине - середине 1860-х гг. испытали много личных несчастий59, разочарований в людях и идеях; в конце концов, у них возникли серьезные затруднения в деньгах. Во второй половине 1860-х гг. оба они вернулись в Рос сию и сдались властям, вызвав недоумение и отвращение к себе в среде революционеров и эмигрантов. Известно, например, что А.И. Герцен презрительно назвал С.С. Джунковского «утомившимся грешником», «ничтожным», «дрянным», «двойным ренегатом», «прополз шим» в Россию со своим покаянием60. Власти самодержавной России простили обоих. КОНЕЦ «ПОЛЯРНОЙ МИССИИ» К началу 1860-х гг. С.С. Джунковский напечатал большое количество проповедей на французском, норвежском, английском и итальянском языках; несколько астрономических, геологических и философских трактатов. В то же время он продолжал настаивать на ре формах римско-католической церкви и в особенности на отмене целибата. Своими проек тами он пытался заинтересовать папу римского, будучи в Риме в 1857 и 1858 гг. Однако реформаторские предложения бывшего русского дворянина и чиновника, бывшего иезуита С.С. Джунковского не нашли поддержки. Постоянные разъезды по Европе, проживание на Севере подорвали здоровье С.С. Джунковского. Он оставил полярную префектуру, центр которой он перед этим тщет но попытался переместить в Копенгаген6'. Испытываемый им тяжелый душевный кризис, вызванный неприятием его предложений, привел к тому, что он решился на своеобразный протест против римско-католической церкви, выразившийся в женитьбе на некой англи чанке. Брак вскоре распался, а С.С. Джунковский, по-прежнему испытывавший физические и нравственные страдания, занялся кабинетной работой. Он удалился во Флоренцию; не которое время жил в Баден-Бадене, Вюртемберге и в 1864 г. завершил работу над одним из наиболее известных своих трудов - двухтомным «Dictionnaire des missions catholiques» («Словарь католических миссий») для «Encyclopedie theologique» («Богословская энци клопедия») Ж.-П. Миня. В этом обширном труде, исходя из концепции «богословия стати стики», С.С. Джунковский представил перечень католических миссий, начиная со времен Реформации, дал описание религиозной ситуации в странах, где католичество не было го сподствующим исповеданием, и краткие исторические очерки различных монашеских и миссионерских орденов и конгрегаций. Несмотря на отсутствие единых научных критери ев, «Dictionnaire des missions catholiques» стал заметным вкладом в развитие социологии и истории религии того времени62. Живя на грани нищеты, больной и не находящий понимания окружающих, С.С. Джунковский пришел к убеждению, что римская церковь - скорее преграда, чем сред ство к счастью человечества. «Чем больше я для нее жертвовал, - утверждал он впослед ствии, - чем более подвизался для ее распространения до Северного полюса, тем более рассеивался мираж, ослеплявший мои глаза». Растущее ожесточение против папизма и привели С.С. Джунковского к тому, что в сентябре 1865 г. он направил настоятелю русской православной церкви в Штутгарте протоиерею И. Базарову покаянное письмо. В январе 243
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz