Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

С.С. Джунковского. Он также много публиковался; есть указания, в частности, на то, что в библиотеке Карла Маркса сохранялся подготовленный В.И. Кельсиевым сборник материа­ лов о скопцах и «скопической ереси» Н.И. Надеждина с пометками и выписками самого К. Маркса58. С.С. Джунковский и В.И. Кельсиев в первой половине - середине 1860-х гг. испытали много личных несчастий59, разочарований в людях и идеях; в конце концов, у них возникли серьезные затруднения в деньгах. Во второй половине 1860-х гг. оба они вернулись в Рос­ сию и сдались властям, вызвав недоумение и отвращение к себе в среде революционеров и эмигрантов. Известно, например, что А.И. Герцен презрительно назвал С.С. Джунковского «утомившимся грешником», «ничтожным», «дрянным», «двойным ренегатом», «прополз­ шим» в Россию со своим покаянием60. Власти самодержавной России простили обоих. КОНЕЦ «ПОЛЯРНОЙ МИССИИ» К началу 1860-х гг. С.С. Джунковский напечатал большое количество проповедей на французском, норвежском, английском и итальянском языках; несколько астрономических, геологических и философских трактатов. В то же время он продолжал настаивать на ре­ формах римско-католической церкви и в особенности на отмене целибата. Своими проек­ тами он пытался заинтересовать папу римского, будучи в Риме в 1857 и 1858 гг. Однако реформаторские предложения бывшего русского дворянина и чиновника, бывшего иезуита С.С. Джунковского не нашли поддержки. Постоянные разъезды по Европе, проживание на Севере подорвали здоровье С.С. Джунковского. Он оставил полярную префектуру, центр которой он перед этим тщет­ но попытался переместить в Копенгаген6'. Испытываемый им тяжелый душевный кризис, вызванный неприятием его предложений, привел к тому, что он решился на своеобразный протест против римско-католической церкви, выразившийся в женитьбе на некой англи­ чанке. Брак вскоре распался, а С.С. Джунковский, по-прежнему испытывавший физические и нравственные страдания, занялся кабинетной работой. Он удалился во Флоренцию; не­ которое время жил в Баден-Бадене, Вюртемберге и в 1864 г. завершил работу над одним из наиболее известных своих трудов - двухтомным «Dictionnaire des missions catholiques» («Словарь католических миссий») для «Encyclopedie theologique» («Богословская энци­ клопедия») Ж.-П. Миня. В этом обширном труде, исходя из концепции «богословия стати­ стики», С.С. Джунковский представил перечень католических миссий, начиная со времен Реформации, дал описание религиозной ситуации в странах, где католичество не было го­ сподствующим исповеданием, и краткие исторические очерки различных монашеских и миссионерских орденов и конгрегаций. Несмотря на отсутствие единых научных критери­ ев, «Dictionnaire des missions catholiques» стал заметным вкладом в развитие социологии и истории религии того времени62. Живя на грани нищеты, больной и не находящий понимания окружающих, С.С. Джунковский пришел к убеждению, что римская церковь - скорее преграда, чем сред­ ство к счастью человечества. «Чем больше я для нее жертвовал, - утверждал он впослед­ ствии, - чем более подвизался для ее распространения до Северного полюса, тем более рассеивался мираж, ослеплявший мои глаза». Растущее ожесточение против папизма и привели С.С. Джунковского к тому, что в сентябре 1865 г. он направил настоятелю русской православной церкви в Штутгарте протоиерею И. Базарову покаянное письмо. В январе 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz