Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

-Д а , я признаю только два последовательныхучения - атеизм и католицизм, есть Бог, и нет Бога. Если нет - н у и нет, и это может войти в умную голову. А если умная голова признает, каким бы то ни было путем, что Бог есть, то я не вижу, как ему не допустить проявления этого бога на Земле пророчествами, чудесами, чудотворными иконами, мощами и всем, над чем смеются протестанты... признавая возможность их во времена Ветхого Завета и отрицая их в Новом < „ > Атеиста я понимаю, а их я не понимаю < „ > - Делайте, что хотите, печатайте, что хотите, - продолжал Джунковский, - и не работайте в пользу католицизма. Наш интерес, интерес католиков, весьма прост. Нам нужно добиться полной свободы вероисповедания на всем земном шаре и уничтожения монархий. Нам республики выгодней монархии. Вы скажете, что в Риме иначе на это смотрят - да, правда, там в большой силе старая партия, там, как и повсюду пропасть отсталых, которые силятся сохранить отжившие учреждения и тем бросают тень на самую веру. А мы, новые, мы сами ищем союза с революционе­ рами, - я искал знакомства с Герценом, а не он со мной. Мы в революционерах всех цветов, даже в крайних коммунистах и фурьеристах, видим естественных союзников. Они - наши пионеры. Пусть они очистят землю от этих монархий, пусть они с лица земли сотрут все, что препятствует развитию свободнейших учреждений, и тогда на земном шаре будет едино стадо и един пастырь! - Един пастырь, т.е. папа, я, пожалуй, допускаю, - говорил я, - но чтобы стало еди­ ным стадо - это уж , воля ваша, сомнительно!.. - Нет, не сомнительно, Василий Иванович, - горячился Джунковский. - Теперь про­ гресс, наука вперед идет, невежество исчезает, а с ним исчезнет и сектантство. Протестантизм не выдержит критики, православие поймет, что оно гибнет от своего раскола с престолом князя апостолов, а про язычество да про магометанство, иудейство и прочий вздор и толковать нечего. - Ну, теперь я понимаю, куда Вы бьете, - решил я, - и я поеду в ,..52работать в помощь бедным сектантам53 с чистой совестью. Я убежден, что ни политическая, ни религиозная свобода не спасут католицизма, который тоже несостоятелен... - Он нуждается в реформах - и в радикальных, я не скрываю»5*. После этого встретившиеся в Лондоне два русских эмигранта, один из которых - со­ трудник типографии революционеров, созданной при поддержке представителя еврейской династии банкиров, а другой - папский миссионер и в недавнем прошлом иезуит, догово­ рились о том, что будут сотрудничать в вопросах пропаганды, ориентированной на поморов Архангельской губернии (!), и ударили по рукам55. События реальной истории порой гораздо занимательнее конспирологических фанта­ зий... Однако сотрудничество не получилось, в сущности, из-за пустяка. Изготовление нужного С.С. Джунковскому шрифта затянулось. Словолитня изготовила шрифт не за две недели, как предполагалось, а за два месяца. В процессе ожидания С.С. Джунковский в письме упрек­ нул В.И. Кельсиева в том, что тот не держит своего слова. В.И. Кельсиев обиделся и ответил С.С. Джунковскому также «не совсем дружеским» письмом. Больше они не общались56. В 1862 г. В.И. Кельсиев нелегально съездил в Санкт-Петербург (где он жил в квартире Артура Бенни - выходца из Польши, официально принявшего английское подданство) и в Москву. Путешествовал по России В.И. Кельсиев, будучи по паспорту турецким подданным57. Дальнейшая судьба Василия Ивановича Кильсиева опять-таки была схожей с судьбой 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz