Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

ных пастырей здешнего Христова стада облегчило бы, по крайней мере, хотя несколь­ ко тяжкую ответственность за состояние оного, у ж е со всех сторон колеблемое. Впрочем, что я говорю? Авторитет нашей братии в таком важном деле - малость, и притом, может быть, такая, на которую не будет обращено и даже малейшего внимания»*7. Священник из Сумского посада оказался прав. Дело не получило дальнейшего хода (во всяком случае, в сохранившихся архивных материалах на это нет указания; переписка странным образом обрывается). «МЫ САМИ ИЩЕМ СОЮЗА С РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ...» В то самое время, когда архангельский уголовных дел стряпчий Иван Знаменский и приходской настоятель из Сумского Посада Гавриил Лысков собирали сведения о папском миссионере С.С. Джунковском, пытаясь выявить распространенные им среди поморов кни­ ги, сам миссионер был озабочен вопросом - где издать новую партию пропагандистской литературы? К 1860 г. запасы парижского «Сокровища» у него, видимо, подошли к концу. С.С. Джунковский решил обратиться за содействием... к революционерам - в Вольную русскую типографию. Деятельность и продукция Вольной русской типографии тогда уже были широко известны в России и Европе. Типография начала работать в Лондоне ле­ том 1853 г. - вскоре после того, как ее создателю А.И. Герцену при содействии банкира Д.М. Ротшильда удалось решить свои финансовые проблемы48, и незадолго до начала Крымской войны. С.С. Джунковский как минимум дважды встречался с сотрудником типографии В.И. Кельсиевым49. Согласно показаниям последнего, это было «кажется, летом 1860 г., вто­ рой раз осенью 1861 г.»50. С.С. Джунковский хотел приобрести церковный шрифт для типо­ графии, которую он хотел устроить на Севере Норвегии. В.И. Кельсиев, не скрывая своих атеистических взглядов и «отвращения к католицизму», тем не менее, пообещал помощь. У В.И. Кельсиева и С.С. Джунковского, несмотря на разницу в возрасте (при их первой встрече, первому было 25 лет, второму - почти 40), оказалось много общего. Оба были из дворян; оба были командированы за границу, но фактически бросили службу и стали эми­ грантами; обоих интересовали русские старообрядцы; оба опубликовали за рубежом не­ сколько объемных исследований, посвященных старообрядчеству. Вот какой диалог произошел между ними. Здесь мы его приводим по так назывемой «Исповеди» В.И. Кельсиева с некоторыми сокращениями: « - Я должен прямо объяснить Вам, Степан...51, - сказал я ему, - что уговор луч­ ше денег. Я ни слова не скажу... не напишу в пользу исповедания, глава которого не в России, которое повлекло бы к расслаблению русской народности. Помогать расколу... я готов потому, что раскол, прежде всего наше доморощенное произведение, и что каждый раскольник, прежде всего, русский; он даже верует только в те догматы, ко­ торые сочинены в России. А про последователей иностранных исповеданий этого нель­ зя сказать, - какие ни будь они русские патриоты, а богословие их все-таки чужого ума дело, и догматика их вырабатываться всегда будет не у нас, а за границей, где она волей-неволей будет принимать оттенок, враждебный нашей национальности <...> - Я очень уважаю и ценю Вашу откровенность, - отвечал Джунковский, - и Вам не покажется парадоксом, что я имею большое сочувствие к атеистам... Я глаза вытаращил от такого оборота дела. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz