Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
ных пастырей здешнего Христова стада облегчило бы, по крайней мере, хотя несколь ко тяжкую ответственность за состояние оного, у ж е со всех сторон колеблемое. Впрочем, что я говорю? Авторитет нашей братии в таком важном деле - малость, и притом, может быть, такая, на которую не будет обращено и даже малейшего внимания»*7. Священник из Сумского посада оказался прав. Дело не получило дальнейшего хода (во всяком случае, в сохранившихся архивных материалах на это нет указания; переписка странным образом обрывается). «МЫ САМИ ИЩЕМ СОЮЗА С РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ...» В то самое время, когда архангельский уголовных дел стряпчий Иван Знаменский и приходской настоятель из Сумского Посада Гавриил Лысков собирали сведения о папском миссионере С.С. Джунковском, пытаясь выявить распространенные им среди поморов кни ги, сам миссионер был озабочен вопросом - где издать новую партию пропагандистской литературы? К 1860 г. запасы парижского «Сокровища» у него, видимо, подошли к концу. С.С. Джунковский решил обратиться за содействием... к революционерам - в Вольную русскую типографию. Деятельность и продукция Вольной русской типографии тогда уже были широко известны в России и Европе. Типография начала работать в Лондоне ле том 1853 г. - вскоре после того, как ее создателю А.И. Герцену при содействии банкира Д.М. Ротшильда удалось решить свои финансовые проблемы48, и незадолго до начала Крымской войны. С.С. Джунковский как минимум дважды встречался с сотрудником типографии В.И. Кельсиевым49. Согласно показаниям последнего, это было «кажется, летом 1860 г., вто рой раз осенью 1861 г.»50. С.С. Джунковский хотел приобрести церковный шрифт для типо графии, которую он хотел устроить на Севере Норвегии. В.И. Кельсиев, не скрывая своих атеистических взглядов и «отвращения к католицизму», тем не менее, пообещал помощь. У В.И. Кельсиева и С.С. Джунковского, несмотря на разницу в возрасте (при их первой встрече, первому было 25 лет, второму - почти 40), оказалось много общего. Оба были из дворян; оба были командированы за границу, но фактически бросили службу и стали эми грантами; обоих интересовали русские старообрядцы; оба опубликовали за рубежом не сколько объемных исследований, посвященных старообрядчеству. Вот какой диалог произошел между ними. Здесь мы его приводим по так назывемой «Исповеди» В.И. Кельсиева с некоторыми сокращениями: « - Я должен прямо объяснить Вам, Степан...51, - сказал я ему, - что уговор луч ше денег. Я ни слова не скажу... не напишу в пользу исповедания, глава которого не в России, которое повлекло бы к расслаблению русской народности. Помогать расколу... я готов потому, что раскол, прежде всего наше доморощенное произведение, и что каждый раскольник, прежде всего, русский; он даже верует только в те догматы, ко торые сочинены в России. А про последователей иностранных исповеданий этого нель зя сказать, - какие ни будь они русские патриоты, а богословие их все-таки чужого ума дело, и догматика их вырабатываться всегда будет не у нас, а за границей, где она волей-неволей будет принимать оттенок, враждебный нашей национальности <...> - Я очень уважаю и ценю Вашу откровенность, - отвечал Джунковский, - и Вам не покажется парадоксом, что я имею большое сочувствие к атеистам... Я глаза вытаращил от такого оборота дела. 241
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz