Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

рубежные историки также не обходят молчанием эту тему, болезненную для репутации С.С. Джунковского, удостоившегося при жизни прозвища «епископ Коньяк»4’ , и соглашаются с тем, что наибольший успех пропаганда его имела среди норвежских бедняков, надеявших­ ся на благотворительность католиков42. Между тем, никакими данными о миссионерской деятельности Джунковского, ориен­ тированной на поморов, норвежские авторы не располагают. Г. Лысков же, по понятным причинам, уделял ей первостепенное внимание. «Дженсковский, в подкрепление своего проповедничества посредством живого сло­ ва, каждому из своих посетителей - каждому русаку дарит или, прямее сказать, навя­ зывает кн иж ки под заглавием «Сокровище христианина с присовокуплением некото­ рых нужных молитв», отпечатанные на чистом, современном русском языке в 1855-м году в Парижской типографии. Книж ки эти, на мой взгляд, не что иное, как краткий катехизис римской церкви, составленный весьма просто и весьма понятно для всякого, и даже для русака-простолюдина»а . Чтобы не быть голословным, Г. Лысков отобрал у своих прихожан три экземпляра па­ рижского «Сокровища» и представил их производящему следствие чиновнику (в то время как архангельский полицмейстер и все уездные исправники уже два года подряд каждые четыре месяца отписывались губернатору о том, что не могут найти ни одного экземпляра данного издания). В сопроводительном письме к изъятым книгам, Лысков указал, что сочинителем и из­ дателем их, со слов С.С. Джунковского, был князь Гагарин44. Лысков был уверен: на руках у поморов осталось еще до 500 экземпляров издания. Явно не симпатизируя своему зару­ бежному коллеге, благочинный Лысков, тем не менее, написал о том, как С.С. Джунковский в 1857 г. проявлял деятельную заботу о большом количестве заболевших в Норвегии рос­ сиянах, бесплатно лечил, кормил их и «вспомоществовал им всеми возможными мерами», очевидно понимая, что проповеди, соединенные с актами милосердия, оказывают гораздо более сильный эффект. Г. Лысков особо отметил еще один аспект, касающийся общения С.С. Джунковского со староверами: миссионер не только занимался пропагандой, но и собирал всевозможные материалы, касающиеся русского раскола: «Он старается выманивать у раскольников уважаемые ими книги и вместе забо­ тится и о том, чтобы как-нибудь запастись и теми книгами, кои православною цер­ ковью изданы в обличение русского раскола < „ > Один из моих прихожан уж е видел в рукахДженсковского одну раскольническую книгу, именно: «Об отцах и страдальцах Св. Соловецкой обители». Чтобы запастись этими книгами, Дженсковский, как слышно, входит для того в сношения со здешними богатыми поморцами и просит их о приоб­ ретении для него этих книг, давая им на этот предмет довольно значительное коли­ чество денег»45. Существование такого рода сделок или обменов подарками косвенно подтверждал впоследствии и сам С.С. Джунковский уже по возвращении в Россию46. Одно из писем священника Г. Лыскова следователю И.П. Знаменскому заканчивалось словами: «Дай Бог Вам, Иван Павлович столь важное дело, порученное Вам благопопечи­ тельным начальством нашим дело, по предмету коего и я пишу Вам сии слабые строки, окончить сколько можно успешнее, и при том так, чтобы это дело принесло сколько возможно более пользы для православия; да и для нас, грешных, недостойных иунижен- 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz