Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
гораздо больший интерес. Поморы очень неохотно, «с уклончивостью от искренности»36 давали показания о чело веке, который общался с ними в Норвегии на религиозные темы. Тем не менее, Иван Пав лович понял: католическая пропаганда, ориентированная на поморов, - не выдумка, и мис сия, финансируемая из Рима, реально существует. Наибольшую помощь следствию оказал благочинный 1-й части Кемского уезда Сумского посада Гавриил Лысков37, из задушевных бесед со своими прихожанами узнавший множество подробностей о жизни и деятельности папского миссионера в Норвегии. По просьбе следователя И.П. Знаменского, он представил в письменном виде все, что ему известно о папском миссионере. «Что ж е касается папского миссионера польского выходца Дженсковского, то о нем я знаю следующее: он прекрасно знает русский язык и отлично образован, сказыва ют, что образование свое он получил в одном из русских университетов. При всем том, из разговоров его с норвежцами открывается, что он, Дженсковский, бежал из Рос сии вследствие каких-то своих преступлений; так что по собственному его сказанию, тому, кто бы его представил в России, было бы дорого заплачено, и что тотчас ж е , по представлении его, он был бы непременно сослан в Сибирь. Был ли Дженсковский когда православным, о том неизвестно; но ныне он пастор и проповедник римско-католи- ческого вероисповедания. Проживает ж е в Норвегии, как он сам сказывает, русским торговцем, под покровительством французского правительства <...> Мои прихожане в 1857 и 1859 годах видели его в Гаммерфесте. По их рассказам, здесь он даже имеет свою домовую церковь, в каковой и отправляет в обольщение русских свое богослуже ние на русском языке. И к русским во все их время пребывания их в Г 1 ммерфесте по сво им торговым делам бывает он весьма внимателен. Входит в разговоры при каждой с ними встрече и при этом сказывается «отцом Степаном» <...> Приглашает каждого как к совершаемому им богослужению в свою церковь, так и, преимущественно, в свою квартиру. Принимает их у себя ко всем ласковостью, угощает столом и даже хмель ными напитками31, что в особенности и привлекает к нему всегда немалое количество посетителей русских, особенно таких, кои не чужды того, чтобы угоститься за чу ж о й счет. Причем Дженсковский совсем иезуитскою хитростью вовлекает таковых своих посетителей в разговоры о вере; выспрашивает их как о состоянии русской пра вославной церкви, так и о состоянии всего вообще русского правительства. В особен ности ж е выспрашивает со всею тщательностью о состоянии нашего несчастного и жалкого раскола. Причем по своему обыкновению всегда и на всевозможные лады поносит как нашу православную церковь, так, в особенности, и все наше русское пра вительство, начиная от государя императора и до самых низших чинов <...> И, между тем, от таковых поношений русских церкви и правительства всегда и в то ж е самое время непременно переходит к самым напыщенным и к самым высокопарным похвалам папе и всей римской церкви, стараясь, таким образом, незаметно для своих слушате лей, поселить в них невольное к ним уважение и расположенность»39. Сейчас, располагая исследованиями современных норвежских историков и другими ма териалами о С.С. Джунковском, нельзя не заметить, насколько точными оказались собран ные сумским священником Г. Лысковым сведения. С.С. Джунковский, действительно, учил ся «в одном из русских университетов» - в Санкт-Петербургском. В случае возвращения в Россию ему, действительно, грозила ссылка в Сибирь. Г. Лысков указывал на порочность и безнравственность папского миссионера, едва ли способного «привлекать к себе людей порядочных»40, имея в виду пристрастие С.С. Джунковского к алкоголю. Современные за 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz