Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
следующего содержания: «Некто Джунковский, русский подданный и бывший чиновник в одном из мини стерств в С.-Петербурге, несколько лет тому назад принял католическую веру и сде лался священником, под именем аббата Этьен, принадлежит в настоящее время к обществу миссионеров. Джунковский ж и л в Париже, где был сотрудником журналов "Univers” и "Ami de la Religion”. Два года тому назад он приехал в Рим и с тех пор постоянно имел различные секретные поручения; недавно он опять оставил Рим с намерением чрез Швецию про ехать в Лапландию и даже в Иолу, чтобы там войти в сношение с целью религиозной пропаганды с торговцами рыбы и меха, которые ежегодно из Архангельска приезжа ют в Иолу. По дошедшим сведениям, Джунковский уж е не в первый раз предпринимает такое путешествие, и предварительно он объезжал у ж е эти страны с целью обра тить лапландцев и проникал даже в Архангельск под ложным именем»19. В мае 1856 г. в Архангельск, как и в другие административные центры пограничных гу берний, пришел отпечатанный типографским способом секретный циркуляр Департамента исполнительной полиции МВД от 17 мая 1856 г. № 99 «Об изгнаннике Степане Джунков ском»20. В нем предписывалось принять меры к его задержанию в случае появления в Рос сии. Странно, но Министерство внутренних дел, имея непроверенную информацию о том, что С.С. Джунковский уже побывал в Архангельске, и требуя от архангельских военного и гражданского губернаторов принять меры к задержанию его, так и не выслало описания внешности С.С. Джунковского. Нам тоже пока не удалось обнаружить портрета С.С. Джунковского. Сохранились лишь отдельные описания его внешности в воспоминаниях путешественников, встречавшихся с ним в 1850-х гг. Одно из них приводится в книге английского путешественника Б. Тэйлора, побывавшего летом 1857 г. на севере Норвегии и встретившего С.С Джунковского в Альте. Б. Тэйлор вспоминал о нем как о мужчине крепкого телосложения и массивной комплек ции, показавшегося ему похожим то ли на калмыка, то ли на татарина («Calmuck Tartar»), с первого взгляда производящего неприятное впечатление. У него было болезненного, желтоватого цвета, лицо; глубоко посаженые глаза, большие ноздри, крупный рот, острый подбородок и высокие скулы. Однако варварская внешность удивительным образом соче талась с изысканными манерами поведения. С.С. Джунковский представился англичанину русским дворянином («he proved to be a Russian baron»), которому отказ от православной веры стоил состояния. Б. Тэйлор кратко отметил в своей книге необычное желание римского папы распространить католичество в Арктике, выразив сомнение относительно возможно сти его осуществления. Он полагал, что активность представителей католической церкви в Норвегии, где глубоко укоренилось лютеранство, неизбежно будет вызывать подозрение и недоверие2’ (как оно и было). У молодого русского путешественника А.Н. Андреева, впервые выехавшего за грани цу и случайно оказавшегося попутчиком С.С. Джунковского в поездке на дилижансе из Флоренции в Болонью, внешность католического священника не вызвала неприятия: «очень плотный собою, с гладко выбритой бородой и усами», «лицо... довольно симпатичное и добродушное». Привыкший к частым и протяженным поездкам С.С. Джунковский сумел завоевать расположение соотечественника тем, что на протяжении всей поездки угощал его всевозможными ликерами, паштетами, сырами, которые он время от времени извлекал из «бесконечных своих коробов и укладок», и в особенности абсентом. Он оказался инте реснейшим собеседником, находящим даже удовольствие в своеобразном эпатаже, не без 236
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz