Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

натуры, решил начать работу по обращению в православие западных христиан. Философские и религиозные искания С.С. Джунковского, его попытки популяризации православия не остались незамеченными римско-католической церковью. По прибытии в Рим, он был окружен иезуитами и в результате общения с ними в июле 1845 г. перешел в католичество, решив не возвращаться в Россию. Более того, он заявил генералу иезуитов Я. Ротану 8 о своем намерении вступить в орден. В сентябре 1845 г. вместе с товарищем по Санкт-Петербургскому университету И.М. Мартыновым С.С. Джунковский поступил в иезуитский новициат Сент-Ашёль (около Амьена). Он изучал богословие в Лавале (1847— 1849 гг.), Доле (1850-1851 гг.) и овладел в совершенстве шестью европейскими языками, помимо латинского. Со всем пылом неофита С.С. Джунковский принес на служение вновь принятого им исповедания свою обширную эрудицию и незаурядные, как оказалось, организаторские способности. В 1847 г. он направил Яну Ротану записку «Observations sur quelques moyens a prendre pour la conversion des heretiques et des schismatiques» («О некоторых средствах, которые следует употреблять для обращения еретиков и схизматиков»), в которой харак­ теризовал отношение к католичеству в России, и предлагал Обществу Иисуса конкретные пути развития католической миссии. Однако эти предложения не получили тогда явной поддержки иезуитов. В январе 1852 г. С.С. Джунковский принял священнический сан и переселился из Рима в Париж. Обосновавшись в качестве священника при церкви Св. Женевьевы, Джунковский стал проповедовать среди беднейших слоев населения французской столицы (на немецком языке для живущих там немцев). В течение непродолжительного времени С.С. Джунков­ ский, он же pere Etienne, становится деятельным участником множества благотворитель­ ных обществ - «братства слепых», «братства сирот» и др. Зажигательные проповеди реге Etienne перед обездоленными парижанами сделали его чрезвычайно известным. Духовенству и господствующим классам С.С. Джунковский в то время становится изве­ стен как неутомимый публицист. В 1852-1854 гг. духовные и светские журналы 9 печатали серию его статей, посвященных проблемам славянского мира и единства церквей, а также положению православия. Всего же в 1850-х гг. С.С. Джунковский опубликовал за рубежом более 300 статей, отдельных сочинений на французском, немецком, английском, итальян­ ском, норвежском языках по самым различным областям знаний. В декабре 1853 г. С.С. Джунковский вышел из ордена иезуитов. Мотивы этого поступка не выяснены. В первом томе четырехтомной «Католической энциклопедии», подготовлен­ ном в Издательстве Францисканцев на русском языке и опубликованном в 2002 г., осто­ рожно говорится, что С.С. Джунковский осознал «несоответствие своего призвания харизме ордена». В дореволюционных российских публикациях содержатся недвусмысленные на­ меки на то, что уже тогда С.С. Джунковский испытал первые разочарования в католической церкви. Во всяком случае, прибыв в Рим в январе 1854 г., он на аудиенции у папы Пия IX предложил ряд церковных реформ, в частности отмену целибата как препятствия для вос­ соединения католиков и православных верующих. Предложения реформ были отвергнуты, а папа Пий IX в том же году постарался отпра­ вить реформатора подальше от Рима, впрочем с ответственными поручениями и громкими титулами. С.С. Джунковский выехал в Австрию, где, в частности, встречался с православным архимандритом Порфирием (Успенским) (1804-1885), с которым обсуждал проблемы воссо­ единения церквей. Затем С.С. Джунковский отправился в Вестфалию для восстановления упраздненной после Реформации Оснабрюкской епархии, а далее в Лондон - устраивать 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz