Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

миссию можно также рассматривать как давнюю попытку склонить норвежцев, в первую очередь жителей северонорвежских провинций, присоединиться к своего рода Европейскому союзу, или, лучше сказать, к европейскому "духовному союзу”. Примеча­ тельно и то, что во главе миссии стоял русский человек, который за несколько лет до этого оставил православие и принял католическую веру. Этим человеком был Степан Степанович Джунковский»2. Согласимся с Й.П. Нильсеном. «Миссия Северного полюса» действительно стала первой известной попыткой создать организацию в приполярных районах поверх национальных границ. Добавим, что она была создана в условиях, когда Россия вела войну. Действитель­ но, своим созданием миссия была обязана Степану Степановичу Джунковскому, перешед­ шего из православия в католическую веру. Следует уточнить, что в России он был лишен всех прав состояния и объявлен «навсегда изгнанным из пределов государства». Так или иначе, личность С.С. Джунковского (1821-1870), бывшего в середине XIX в. од­ ним из наиболее видных русских адептов католицизма, и его деятельность, ориентирован­ ная в том числе и на жителей Архангельской губернии, заслуживает внимания и изучения историками. «ОТЛИЧАЯСЬ С ЮНОСТИ ОСОБЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ...» Степан Степанович Джунковский родился 10 (22) февраля 1821 г .3 в семье известного ученого и администратора, приближенного к императорскому двору Степана Семеновича Джунковского (1762-1839)4. Отец видел будущее сына в военной службе и содействовал определению его в 1-й кадетский корпус. Однако кадету Джунковскому из-за его слабого физического развития вскоре пришлось оставить корпус и поступить в Санкт-Петербург- ский университет. В 1842 г. он окончил его и написал две диссертации: одну - о крепостном труде в России, а другую - о финансовых системах европейских государств. Первая особого успеха не имела, зато вторая была отмечена медалью5. Перспектива государственной службы как таковой мало занимала С.С. Джунковского, еще в университете проявлявшего больший интерес к философским вопросам о назначе­ нии, бытии, духе и благе человека. Вскоре после окончания университета С.С. Джунковский отправляется за границу: формально - по поручению министра народного образования гра­ фа С.С. Уварова 6 для изучения состояния среднего и низшего образования в Европе, факти­ чески - для изучения новейших работ европейских, в первую очередь немецких, философов. В Берлине на мировоззрение С.С. Джунковского оказали заметное влияние немецкая идеалистическая философия, личное знакомство с Ф. Шеллингом7, посещение его лекций. Христианский универсализм Ф. Шеллинга в немалой степени способствовал обращению Джунковского к идее единства церкви и в дальнейшем способствовал его обращению к католицизму. Сохранились отдельные неподтвержденные указания на то, что Ф. Шеллинг будто бы открыл Джунковскому свое философское завещание, где заявлял о своем призна­ нии истинности Евангелия. Помимо философии, С.С. Джунковский страстно увлекся изучением народных верова­ ний, деятельностью сект, для чего предпринял серию поездок по западнославянским и немецким землям, побывал в Голландии, Франции, Англии и Италии. Под воздействием полученных от этих поездок впечатлений он все более и более стал склоняться к мистициз­ му, к убеждению, что неверие есть единственный источник всех зол человечества. Поставив себе задачей борьбу против неверия, он со всей страстью своей мечтательной и порывистой 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz