Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

ОБОРОНА ГОРОДА КОЛЫ В трехтомнике, посвященном истории Британского флота «с древнейших времен до настоящего времени» Чарльза Дьюка Янга54 обстоятельства появления у Колы в августе 1854 г. английского парохода представлено следующим образом: «В середине августа напитан Омманей послал «Миранду» обследовать Иолу (здесь и далее перевод мой. -Р.Д.). Это было место значительной политичесной важности, поснольну являлось сто­ лицей руссной Лапландии; оно было сильно унреплено и защищено гарнизоном. Напитан Омманей, несомненно, ожидал от напитана Лайонса, что тот проведет лишь развед­ ку на шлюпнах, тан нан Нола лежала на тридцать миль вверх по небольшой рене того ж е названия55, в ноторую ранее большие суда не пронинали. Напитан Лайонс, однано, не захотел ограничиваться одной лишь разведной, если можно было сделать большее. И хотя длина “ Миранды” была оноло 220 футов, а осадна - 15 футов, он решил провести ее вверх по рене. Для человена, настроенного не замечать невозможного, невозможного мало. По­ слав две шлюпни вперед, чтобы измерять глубину, он на норотной дистанции следовал за ними. Во многих местах рена была настольно узной, и берега настольно нрутыми, что хорошо размещенная там батарея могла бы поразить любое судно; но поснольну враг ниногда и не мечтал о необходимости таной защиты56, дерзное судно через день оназалось в пределах двух миль от города. На следующее утро напитан Лайонс изучил Нолу и ее оборонительные сооружения с вершины мачты. Увидев хорошо защищенную частонолом батарею и, возвышающиеся над реной постройни с бойницами для ружейного огня, он решил не использовать для атани шлюпни, а подвести норвет н городу. Тан началось плавание по рене, настольно трудное из-за ее естественной извилистости и сильных течений, что за целый день удалось продвинуться лишь на одну и три четверти мили. Но без решительности и настойчивости его напитана, превосходно поддерживаемого рвением номанды, даже этот результат не мог бы быть достигнут. Однано ногда судно встало на янорь в пяти сотнях ярдов от города57, дело было фантичесни сделано»58. Таким образом, получается, что командир британской эскадры Э. Омманней и архан­ гельский военный губернатор Р.П. Бойль ожидали развития военных действий у Колы по одному и тому же сценарию: британский десант на шлюпках должен был подойти к Коле, а кольский гарнизон должен был его ждать. Похожее уже было в 1809 году! Но в 1854 г. произошло то, что в юриспруденции называется «эксцессом исполнителя». Эдмунд Лайонс ввел свой пароход в Кольский залив. С«Миранды» действительно спустили шлюпки. Но не для того, чтобы сделать при помощи их разведку, а для того, чтобы безопасно провести па­ роход по незнакомому фарватеру к «столице русской Лапландии» на расстояние ружейного выстрела. В изложении лейтенанта А.М. Бруннера, «Миранда» появилась у Колы при следующих обстоятельствах: «Августа 9-го дня в 10 часов утра с очистившимся туманом отнрылся в расстоя­ нии 8-ми верст от Нолы медленно идущий военный трехмачтовый винтовой пароход. Выйдя из-за Елова мыса и придя на расстояние полторы версты от города, он поднял английсний флаг и, по-видимому, приготовился н бою; спустил брам-реи и выдвинул 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz