Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
ОБОРОНА ГОРОДА КОЛЫ В трехтомнике, посвященном истории Британского флота «с древнейших времен до настоящего времени» Чарльза Дьюка Янга54 обстоятельства появления у Колы в августе 1854 г. английского парохода представлено следующим образом: «В середине августа напитан Омманей послал «Миранду» обследовать Иолу (здесь и далее перевод мой. -Р.Д.). Это было место значительной политичесной важности, поснольну являлось сто лицей руссной Лапландии; оно было сильно унреплено и защищено гарнизоном. Напитан Омманей, несомненно, ожидал от напитана Лайонса, что тот проведет лишь развед ку на шлюпнах, тан нан Нола лежала на тридцать миль вверх по небольшой рене того ж е названия55, в ноторую ранее большие суда не пронинали. Напитан Лайонс, однано, не захотел ограничиваться одной лишь разведной, если можно было сделать большее. И хотя длина “ Миранды” была оноло 220 футов, а осадна - 15 футов, он решил провести ее вверх по рене. Для человена, настроенного не замечать невозможного, невозможного мало. По слав две шлюпни вперед, чтобы измерять глубину, он на норотной дистанции следовал за ними. Во многих местах рена была настольно узной, и берега настольно нрутыми, что хорошо размещенная там батарея могла бы поразить любое судно; но поснольну враг ниногда и не мечтал о необходимости таной защиты56, дерзное судно через день оназалось в пределах двух миль от города. На следующее утро напитан Лайонс изучил Нолу и ее оборонительные сооружения с вершины мачты. Увидев хорошо защищенную частонолом батарею и, возвышающиеся над реной постройни с бойницами для ружейного огня, он решил не использовать для атани шлюпни, а подвести норвет н городу. Тан началось плавание по рене, настольно трудное из-за ее естественной извилистости и сильных течений, что за целый день удалось продвинуться лишь на одну и три четверти мили. Но без решительности и настойчивости его напитана, превосходно поддерживаемого рвением номанды, даже этот результат не мог бы быть достигнут. Однано ногда судно встало на янорь в пяти сотнях ярдов от города57, дело было фантичесни сделано»58. Таким образом, получается, что командир британской эскадры Э. Омманней и архан гельский военный губернатор Р.П. Бойль ожидали развития военных действий у Колы по одному и тому же сценарию: британский десант на шлюпках должен был подойти к Коле, а кольский гарнизон должен был его ждать. Похожее уже было в 1809 году! Но в 1854 г. произошло то, что в юриспруденции называется «эксцессом исполнителя». Эдмунд Лайонс ввел свой пароход в Кольский залив. С«Миранды» действительно спустили шлюпки. Но не для того, чтобы сделать при помощи их разведку, а для того, чтобы безопасно провести па роход по незнакомому фарватеру к «столице русской Лапландии» на расстояние ружейного выстрела. В изложении лейтенанта А.М. Бруннера, «Миранда» появилась у Колы при следующих обстоятельствах: «Августа 9-го дня в 10 часов утра с очистившимся туманом отнрылся в расстоя нии 8-ми верст от Нолы медленно идущий военный трехмачтовый винтовой пароход. Выйдя из-за Елова мыса и придя на расстояние полторы версты от города, он поднял английсний флаг и, по-видимому, приготовился н бою; спустил брам-реи и выдвинул 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz