Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
заботились о развитии промыслов - улучшении техники, строительстве кораблей и пред приятий, освоении новых районов промысла, - писал И.Ф. Ушаков. - Все они, как пиявки, приставшие к телу народа, сосали его кровь, паразитировали, обирая трудящихся»” . Последним из монополистов, контролировавших морские промыслы на Мурмане, был граф Петр Иванович Шувалов. Получив монополию на скупку продукции сального промыс ла в 1748 г. и трескового промысла в 1750 г., он для стимулирования их начал выдавать кредиты поморам-промышленникам. Это оживило экономику края, привлекло в Колу на постоянное жительство новых людей, в том числе и из Архангельска. Но в 1762 г. П.И. Ша- фиров умер; его сын Андрей Петрович Шафиров прекратил практику кредитования поморов. Это совпало с резким ухудшением промысловой обстановки в те годы и привело к упадку промыслов, а также к миграции населения обратно из Колы’2. Вот что писал о временах «цветущего состояния Колы» немало попутешествовавший в 1770-х гг., в том числе и по Европейскому Северу, Николай Яковлевич Озерецковский - бу дущий академик: «Сие состояние было во времена графа Петра Ивановича Шувалова, когда он на откупу содержал все промыслы на Северном океане производимые, и когда в Иолу за ворванным салом, за тюленьими и моржовыми кожами, за трескою и проч. приезжали иностранные корабли. Тогда Иола была многолюдной город, в котором все к содержа нию потребное без труда иметь было можно; потому что иностранные привозили туда на судах разные товары, которые привлекали в Иолу архангелогородцев и других поморцев с берегов Белого моря, так ж е с разными российскими товарами, а наипаче с хлебом; и коляне, упражняясь неусыпно в морских промыслах, всегда имели столько добычи, что могли ею безбедно себя содержать, продавая за деньги и променивая оную на хлеб. Да и самые поверенные графа Шувалова, в Иоле тогда находившиеся, скупали у колян их промыслы, задавали вперед им деньги и ссужали хлебом, что не только удер живало поселившихся в Иоле пришельцев, но еще больше их туда привлекало. Иогда ж е откуп графа Шувалова кончился, то и перестали приходить в Иолу иностранные корабли, перестали ездить туда и наши архангелогородские суда; Иола тотчас почув ствовала во всем недостаток, и жители ее на ладьях на шняках и на лодках целыми семьями поплыли в город Архангельской, чтоб не умереть в Иоле с голоду»13. В последующие десятилетия хозяйство, быт и безопасность жителей Колы только ухуд шались. Хотя внешне все выглядело неплохо: в 1780 г. по распоряжению Екатерины II Кола стала уездным городом и получила свой герб. В честь открытия города была устроена тор жественная церемония с пушечной пальбой, выборы городских чинов. Императрица пожа ловала 8000 рублей на строительство новой каменной церкви, распорядилась соорудить в Коле тюремный замок, так как прежняя «караульня» уже не вмещала большого числа ссыльных. Но укрепление города не предусматривалось; а большая часть орудий и бое припасов была вывезена из города поближе к морю, в Екатерининскую гавань Кольского залива, где предполагалось построить военный порт’4 План этот так и не был осуществлен, но орудия в Колу не вернулись. В 1801 г. они были переправлены в Соловецкий монастырь’5. Зачем российские власти умышленно превратили когда-то грозный Кольский острог в беззащитный город - остается загадкой. Было ли то недальновидностью или желанием чиновников «сэкономить» казенные расходы за счет безопасности северной окраины импе рии, значение которой из столицы казалось ничтожным? Или и то и другое вместе? Распла та не заставила себя долго ждать. В 1809 г., в эпоху Наполеоновских войн, когда Россия присоединилась к известной 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz