Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

нигде мертвой птицы; только тогда мог он быть поражен таким обстоятельством и передать свое удивление, а сочинить его невозможно. Кажется, больше никаких предположений сделать нельзя, но, повторю, придумы­ вайте какие угодно, и сколь угодно, все вы ни коим образом не объясните, как можно было, стреляя беспрестанно из ста пушек, в продолжение двух дней не убить, ни ра­ нить никого, ни зажечь нигде, ни разрушить ничего. Удивительно, восклицают одни; как странно, говорят другие; это очень примеча­ тельно, рассуждают третьи, и никто не смеет выговорить: это чудо! Чудес нет, глу­ бокомысленно замечают крепкие умы. Хорошо, это не чудо - так что ж е это такое? Есть еще слово, хоть и без смысла, которое употребляется нами всегда, когда мы объяснить ничего не умеем: это случай. Один выстрел, согласен, может не причинить вреда по случаю; десять, пожалуй, пропадут даром, а здесь идет речь о сотне выстрелов, тысяче выстрелов, направлен­ ных в одно место. Тысячу случаев, кажется, можно назвать другим именем. Признаюсь, самой мысли англичан напасть на монастырь я придаю особое значение: для чего бы, казалось, решиться им на такой поступок? Военного вреда причинить они не могли, выгоды получить себе также, - для чего ж е без всякой пользы, без всяких видов раздражать целый народ и возбуждать против себя ненависть? Неужели они не знали, что Соловецкий монастырь на пустынном острове, вдали от всех сообщений, в стране хлада и нужды, есть священное место не только для русского человека, но для всякого не дикого и даже дикого. Здесь молятся Богу»57. Значение этого боя для истории Соловецкого монастыря и для истории православия прекрасно понимал его настоятель архимандрит Александр. Докладывая о нем Святейшему Синоду 10 (22) июля 1854 г., он представил короткую, но содержательную программу для увековечения события. «Осмелюсь смиреннейше просить Св. Синод: а) чтобы дозволено было пробоину на иконе Божьей Матери, Знамения Пресвятой Богородицы, оставить навсегда, заделав легким чем-нибудь, а под иконою сделать надпись, означающую событие; б) и в других местах пробоины означить черными красками; в) ежегодно совершать: 7-го числа Июля строгий пост, а 8-го числа крестный ход вокруг монастыря по стене и служить молебен пред пораненною иконою Божьей Ма­ тери, пред дверьми большого собора; г) ежедневно на литургии, по малом входе после тропарей, петь кондак Божьей Матери: "Неймамы иныя помощи”, а по окончании литургии: "Под твою милость”, кро­ ме великих господских праздников, и д) из ядер и бомб, набросанных в монастырь и вне оного, кои собраны в большом ко­ личестве и еще собираются, сделать в Святых Воротах пирамиду с надписью прилич­ ною, и поставить тут ж е те два маленькие монастырские орудия, которые в оба дня выдержали нападение. При этих орудиях, как при пирамиде из ядер, если благословит Святейший Синод сделать приличную надпись»58. Впоследствии все деятельные участники обороны Соловецкого монастыря были удосто­ ены Высочайших наград59. Среди тех, кто защищал Соловецкий монастырь с оружием в руках, был и выходец из Норвегии, чаще всего упоминаемый в русских источниках как Андрей Гардер. Сведения о нем в литературе отрывочны и противоречивы. Более-менее достоверны лишь несколь­ к о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz