Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
нигде мертвой птицы; только тогда мог он быть поражен таким обстоятельством и передать свое удивление, а сочинить его невозможно. Кажется, больше никаких предположений сделать нельзя, но, повторю, придумы вайте какие угодно, и сколь угодно, все вы ни коим образом не объясните, как можно было, стреляя беспрестанно из ста пушек, в продолжение двух дней не убить, ни ра нить никого, ни зажечь нигде, ни разрушить ничего. Удивительно, восклицают одни; как странно, говорят другие; это очень примеча тельно, рассуждают третьи, и никто не смеет выговорить: это чудо! Чудес нет, глу бокомысленно замечают крепкие умы. Хорошо, это не чудо - так что ж е это такое? Есть еще слово, хоть и без смысла, которое употребляется нами всегда, когда мы объяснить ничего не умеем: это случай. Один выстрел, согласен, может не причинить вреда по случаю; десять, пожалуй, пропадут даром, а здесь идет речь о сотне выстрелов, тысяче выстрелов, направлен ных в одно место. Тысячу случаев, кажется, можно назвать другим именем. Признаюсь, самой мысли англичан напасть на монастырь я придаю особое значение: для чего бы, казалось, решиться им на такой поступок? Военного вреда причинить они не могли, выгоды получить себе также, - для чего ж е без всякой пользы, без всяких видов раздражать целый народ и возбуждать против себя ненависть? Неужели они не знали, что Соловецкий монастырь на пустынном острове, вдали от всех сообщений, в стране хлада и нужды, есть священное место не только для русского человека, но для всякого не дикого и даже дикого. Здесь молятся Богу»57. Значение этого боя для истории Соловецкого монастыря и для истории православия прекрасно понимал его настоятель архимандрит Александр. Докладывая о нем Святейшему Синоду 10 (22) июля 1854 г., он представил короткую, но содержательную программу для увековечения события. «Осмелюсь смиреннейше просить Св. Синод: а) чтобы дозволено было пробоину на иконе Божьей Матери, Знамения Пресвятой Богородицы, оставить навсегда, заделав легким чем-нибудь, а под иконою сделать надпись, означающую событие; б) и в других местах пробоины означить черными красками; в) ежегодно совершать: 7-го числа Июля строгий пост, а 8-го числа крестный ход вокруг монастыря по стене и служить молебен пред пораненною иконою Божьей Ма тери, пред дверьми большого собора; г) ежедневно на литургии, по малом входе после тропарей, петь кондак Божьей Матери: "Неймамы иныя помощи”, а по окончании литургии: "Под твою милость”, кро ме великих господских праздников, и д) из ядер и бомб, набросанных в монастырь и вне оного, кои собраны в большом ко личестве и еще собираются, сделать в Святых Воротах пирамиду с надписью прилич ною, и поставить тут ж е те два маленькие монастырские орудия, которые в оба дня выдержали нападение. При этих орудиях, как при пирамиде из ядер, если благословит Святейший Синод сделать приличную надпись»58. Впоследствии все деятельные участники обороны Соловецкого монастыря были удосто ены Высочайших наград59. Среди тех, кто защищал Соловецкий монастырь с оружием в руках, был и выходец из Норвегии, чаще всего упоминаемый в русских источниках как Андрей Гардер. Сведения о нем в литературе отрывочны и противоречивы. Более-менее достоверны лишь несколь к о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz