Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
Флейшера пришел официальный ответ от властей норвежского Финнмарка о пребывании И. Дуракина в Норвегии. Проживающий в Тромсе купец Андреас Огорд, переводчик Отар Гольмбо, русский шкипер Федор Антонов так или иначе подтверждали факт получения Ду- ракиным документа о пребывании его в Тромсе по делам хлебной торговли. Все они утвер ждали, что соответствующее свидетельство подписал капитан-лейтенант Крог (Н. Krogh)59. Сомнений не осталось. В ноябре 1856 г. архангельский военный губернатор, посчитав просьбу Дуракина об оказании ему пособия заслуживающей внимания, представил ее ми нистру внутренних дел. В марте 1857 г. пришел ответ: «Отзыв Ваш по сей просьбе сообщен был, по принадлежности, для зависящего рас поряжения Министерству иностранных дел, которое ныне уведомляет, что претен зия Дуракина, вместе с другими подобными, была уж е в 1854 в виду сего министерства и министерство тогда ж е ходатайствовало об удовлетворении оной, но все стара ния по сему предмету остались без успеха; французское и английское правительства, обещавшие в начале минувшей войны не препятствовать торговле жителей Архан гельской губернии с Финмаркеном, вскоре потом от такового обещания совершенно отказались, а впоследствии получено сведение, что помянутая шхуна "Двина”, по при говору французских судебных мест признана законным призом; при таких обстоятель ствах нельзя ожидать успеха от нового домогательства по настоящему делу и Ми нистерство иностранных дел признает неудобным возобновлять по оному сношение с французским правительством»60. Таким образом, командование французской эскадры, не сумевшее за всю навигацию 1854 г. в Белом море одержать ни одной убедительной победы, в нарушение ранее данных официальных обещаний правительством Франции захватило безоружное торговое судно, представило его «законным призом», а бывших на нем шкипера и штурмана - военноплен ными. Французские «судебные места», подтвердили потом «законность» происшедшего. В противном случае пришлось бы судить французских офицеров. А судить их, похоже, было за что. В том же самом месте, у острова Сосновца, где 31 августа (12 сентября) была захваче на шхуна ИА. Дуракина, 2 (14) сентября того же 1854 г. некий французский военный бриг остановил норвежскую шхуну «Гобет». Вероятнее всего, это был тот самый бриг, который захватил «Двину». Шкипер норвежской шхуны Оле Гансен с возмущением рассказывал по том русским портовым властям в Архангельске, что французский офицер требовал от него 30 франков «за будто бы сделанные по его шхуне два выстрела» (имелись в виду, вероятно, предупредительные выстрелы, произведенные с брига, чтобы заставить норвежское торго вое судно лечь в дрейф). Поскольку 0. Гансен упорствовал и денег французам за потрачен ный ими порох давать не хотел, офицер брига приказал своим людям забрать у норвежцев единственную шлюпку, лишив их тем самым основного спасательного средства6’. Нетрудно заметить, что захват русской шхуны и грабеж норвежской шхуны, произведен ные французскими моряками у острова Сосновца с разрывом в один день, характеризуются единством стиля. Можно с большой долей уверенности предположить, что к началу осени 1854 г. офицеры французской эскадры были всерьез озабочены тем, как встретят их на родине. В отличие от англичан, которым довелось поучаствовать в многочасовой перестрелке с защитниками Со ловецкого монастыря, почти полностью сжечь «столицу русской Лапландии - город Колу», побывать в нескольких перестрелках с жителями прибрежных русских селений, активность французских моряков была еле заметной. Между тем, навигация на Белом море подходила 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz