Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

сделанном, по всей видимости, экспромтом, без предварительного уведомления прави­ тельств Великобритании, России, Швеции и Норвегии. Надо ли говорить, что поморы, су­ довладельцы и шкиперы, готовившие свои суда, эти самые 100 тонн превышающие, даже не догадывались о грозящей им опасности. После захвата «Волги» другие поморские судовладельцы отреагировали вполне ожи­ даемо: их суда не спешили покидать Архангельск, некоторые укрылись в гаванях на побере­ жье Белого моря. В Норвегии озаботились сокращением поставок русского хлеба и решили успокоить россиян. В Белое море направилась норвежская военная шхуна. 17 (29) июля командир брандвахтенного брига «Новая Земля» послал рапорт военному губернатору РП. Бойлю, бывшего также главным командиром Архангельского порта: «При приписке сего числа пришедших с моря коммерческих судов на ганноверском гальете «Веста» у шкипера... между документами найдено письмо, полученное им, по его показанию, от командира королевской норвежской шхуны у Сосновца, адресованное на имя шведско-норвежского консула в Архангельске; но как письмо изложено на ан­ глийском языке, а содержание оного о приглашении на беспрепятственное плавание коммерческих судов наших показалось мне подозрительным, то я дал расписку в полу­ чении шкиперу, долгом счел самое письмо представить при сем Вашему Превосходи- тельству»и . РП. Бойль распорядился с доставленного открытого письма снять копии и доставить оригинал адресату - шведско-норвежскому консулу. Вот перевод этого письма: «Милостивый государь! Торговля, которая производилась между Россиею и норвежским Финмаркеном и ко­ торую английское и французское правительства дозволили продолжать беспрепят­ ственно, ныне как бы совершенно прекратилась, что должно приписать неоснова­ тельному страху быть захваченными, господствующему между русскими береговыми плавателями. Я счел за обязанность переговорить с капитаном Аммани, командиром английской эскадры в здешних морях, и он дал мне слово, что лодьям, раншинам и ка­ ботажным судам, не превышающим 100 тонное, будет беспрепятственно дозволено продолжать торговлю хлебными припасами с норвежским Финмаркеном, если толь­ ко эти суда будут снабжены нужными для того бумагами, засвидетельствованны­ ми шведско-норвежским в Архангельске консулом. Поэтому таким судам не должно стараться избегать встречи с английскими крейсерами, но скорее искать их, чтобы предъявить к осмотру свои бумаги. Я обязанностью счел сообщить Вам вышепрописанное объявление капитана Ам­ мани, не сомневаясь, что Вы сделаете все, что от Вас зависит к извещению русских купцов и береговых плавателей, производящих сказанную торговлю, столь необходи­ мую для обеих земель, для того, чтобы, если возможно, торговля эта продолжалась беспрепятственно. Подписал: X. Нрог 47 капитан королевско-норвежского флота и командир норвеж ­ ской эскадры в Финмаркене. Его Велич-ва норвежская шхуна "Слипнер” у Сосновца. 26 июля 1854 г.»48. Таким образом, власти в Архангельске были поставлены в известность о выдуманных Э. Омманнеем 100 тоннах только 17 (29) июля. То есть месяцем ранее несчастный шкипер «Волги» никак не мог знать о существовании данного ограничения, но верил, что англий­ ские военные моряки не станут нарушать обещаний, официально данных правительством 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz