Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

да шхуны увидела английские военные суда. Со стороны англичан прозвучал выстрел; на «Волге» убрали паруса и остановились. После этого к шхуне подошла шлюпка, в которой на­ ходилось полтора десятка вооруженных матросов и офицер. Забрав все судовые докумен­ ты, в том числе и свидетельство шведско-норвежского консула в Архангельске, в котором подтверждалось, что судно идет в Норвегию, офицер доставил В. Антонова на флагманский фрегат английской эскадры «Eurydice»2. Впоследствии В. Антонов вспоминал (точнее, давал показания): «Введен я был в каюту и через переводчика капитаном Оммани3объявлено, что дело решено - меня и шхуну мою задержать; и затем отвезли меня обратно на шхуну, а матросов моих перевезли на пароход, а на шхуне моей оставили офицера и 6 человек их матросов*. Пробыв тут 4 дня и, в это время 8 числа, я, скучая этим арестом и видя очевидную потерю собственности и лишение свободы, решился написать к капитану Оммани письмо, в коем просил освободить меня с экипажем, и письмо отправил с офи­ цером, приезжавшим с фрегата ко мне на шхуну»5. 11 (23) июня В. Антонову привезли ответное послание на русском языке с обилием орфо­ графических ошибок, подписанное командующим английской эскадрой. В нем выражалось сожаление в связи с задержанием шхуны и как бы в оправдание утверждалось: «Правилы наши иначе не позволяют». Владельцу «Волги» предлагалось собрать личные вещи и быть готовым 12 (2 h) июня переехать на фрегат, где ему «спокойно будет»6. Командующий эскадрой не уточнил в письме, какие именно «правилы» помешали ему выполнить официальное обещание английского правительства не препятствовать пла­ ванию русских судов в Норвегию и обратно по делам меновой торговли. Зато в разговоре В. Антонову потом пояснили, в чем якобы состояла его вина: свидетельство шведско-нор- вежского консула было написано на простой, а не на гербовой бумаге, а сама шхуна так изящно построена, что может использоваться в качестве военного судна!7 Кроме «Волги» были задержаны с интервалом в несколько дней другие русские суда, никакого отношения к русско-норвежской торговле не имеющие8. По каким-то причинам англичане не прибегли к помощи переводчиков, не разобрались в документах и всех отпу­ стили, посчитав, что русские суда идут в Норвегию9. В тот день, 11 (23) июня, когда владелец «Волги» собирал вещи и готовился перебраться на английский пароход, губернского города Архангельска достигли первые известия о по­ явлении на Белом море военных судов неприятеля10. «Волгу» новые хозяева вооружили пушками и, попользовав некоторое время в качестве посыльного судна, оправили в Англию” . Команду ее освободили, за исключением Василия Антонова и матроса Якова Долгобородина’2, которым пришлось еще несколько недель’3 провести в плену на разных судах английской эскадры. После освобождения В. Антонов сообщил российским властям свои впечатления об английском фрегате, пароходах и их командах’4 «Офицеров <на фрегате> до 20 человек, в том числе два лекаря, один лейтенант, а прочих не могу поименовать по незнанию оных и фамилий их; а весь экипаж с этими офицерами на том фрегате заключается из 250 человек, в том числе солдат 30’5, ун- тер-офицеров 4 и один офицер по артиллерии; а прочие матросы - вольнонаемные из жалования, малоопытные в воинском деле, как заметно, и всех их обучают в каждый день по утру в 9 часов, а вечеру - в 6 часов ружейным приемам, у которых имеются ру­ ж ь я ; а другие вольные матросы вооружены только саблями и пистолетами, но когда выезжают куда-либо - на гору или на проходящие суда, то все они снабжаются р уж ь ­ 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz