Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

Таблица 8 Количество нораблей, вышедших из Архангельска в 1854 и 1855 гг. Количество иностранных В 185Д В 1855 кораблей, вышедших из году году Архангельска В Северную Америку 5 1 Англию 211 1 Шотандию 65 - Ирландию 2 - Голландию 231 2 Бельгию 12 - Данию k - Норвегию 58 17 Францию 1 - Бремен 16 10 Гамбург 13 - Франфуркт 1 - Итого 619 31 В Норвегию 103 22 Бремен - 1 Итого 103 23 1. Период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 г. по 10 мая 1940 г. историки называют «странной войной» (известны также определения ее как «сидячей», «шуточной» и «фальшивой»). Странность заключалась в том, что Великобритания и Франция, объявившие войну фашистской Германии после ее нападения на Польшу, избегали широкомасштабных военных действий в Европе, хотя и располагали силами и возможностями для их проведения. Действия вермахта тогда также отличались пассивностью. Противостоящие стороны формально находились в состоянии войны, но по разным причинам и до определенного времени не были заинтересованы в ее эскалации и скорейшем завершении. 2. Это поразительно похоже на близкие нам события 2014 г., связанные с кризисом на Украине и, в особенности, с присоединением Крыма к России. Санкции против России, декларируемые властями США и ЕС, носят в значительной степени символический характер; в свою очередь, власти России не спешат с объявлением ответных санкций. 3. ГААО.Ф. 2.Оп. 1. Т. 5.Д. 5631. Л .20. 4. Там же. Л. 20-20 об. 5. Общеизвестно, что возникновение г. Архангельска - старейшего морского порта России - явилось следствием «открытия» англичанами морского пути в Россию в 1553 г., после чего между двумя странами стали развиваться интенсивные торговые и дипломатические контакты. В 1853 г. архангельское купечество под покровительством военного губернатора, главного командира Архангельского порта Р.П. Бойля с размахом отмечало 300-летний юбилей этого события. Основание города Онеги в 1780 г. стало непосредственным результатом активности здесь английского предпринимателя-авантюриста Гома, развернувшего с середины 1750-х по 1783 г. необычайно бурную деятельность. Вкратчайшие сроки за счет ссуд, взятых им из русской казны, он устроил морской порт, маяк, три лесопилки с 26 пилорамами, две судоверфи (только в 1761-1768 гг. на них было построено 18 кораблей и 6 галиотов), прядильный двор, канатную фабрику, несколько мельниц, специально оборудованное становище для погрузки судов. Он организовал хищническую вырубку лесов в бассейне р. Онеги. Только с 1762 по 1774 г. было загружено пиломатериалами и отправлено за границу 346 судов. Более тысячи северных крестьян привлек Гом к работе на своих предприятиях. Маленькая промышленная революция в отдельно взятом городке прекратилась в 1783 г., когда выяснилось, что Гом то ли не может, то ли не хочет возвращать русской казне свои долги на сумму около 1,5 млн. рублей. Гом прекратил свою деятельность, предприятия пришли в запустение. В 1790-е гг. только огромные пространства вырубленного леса, штабеля гниющих бревен, тянущиеся на несколько верст по речным берегам, развалины эллингов напоминали о "зловредном бродяге" Гоме. Из года в год он обещал русскому правительству серебро и золото, но оно оставалось или «в воображении спекулянта, или в кармане у последнего». Подробнее см.: Огородников С.Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово­ промышленном отношении. СПб., 1890. С. 193-198; Трофимов П.М. Очерки экономического развития Европейского Севера России. М., 1961. С. 83-86. 6. ГААО.Ф. 2.Оп. 1. Т. 5.Д. 5631. Л. 5 -5 об. 7. Там же. Л. 9-9 об. 8.АГВ. 1854.6 марта. 9. ГААО.Ф.2.Оп. 1. Т. 5.Д. 5631. Л. 10-10 об. 10.АГВ. 1854.8 мая. 11. ГААО.Ф. 2. Оп. 1. Т. 5.Д. 5631. Л. 16-16 об. 12. Там же. Л. 17-17 об. 13. Там же. Л. 19-19 об. 14. Там же. Л. 64. 15. Там же. Л. 66-66 об. 16. Врусских документах XIXв. название шхуны писалось по-разному: «Слейпнер», «Слейпнир», «Слипнер». В оригинале - «Sleipner». Шхуна была названа в честь легендарного коня с восьмью ногами, принадлежавшего богу Одину. В норвежских ВМС «Слейпнеров» было несколько. 17. ГААО.Ф. 2. Оп. 1. Т. 5.Д. 5631. Л. 23 об. 18. Там же. 19. Впубликациях на русском языке встречались два варианта написания фамилии: «Ярлсберг» и «Ярлберг». 20. Ранее, в февральском номере «Морского сборника» за 1854 г. сообщалось, что шхуна «Слейпнер», вооружена двумя бомбическими пушками и 8 каронадами и «отличается весьма хорошим ходом» (Морские силы Норвегии в начале 1854 года II Морской сборник. 1854. №2. Офиц. ч. С. 220). 21. Явная ошибка «Морского сборника». Речь здесь шла не о норвежских судах, а о русских. Именно на них «хлебные грузы» доставлялись в Норвегию. 22. Морской сборник. 1854. № 10. Официальные статьи и известия. С. 106-107. 23. Общий морской список. Ч. X: Царствование Николая I. Д-М. СПб., 1898. С. 27. 24. Там же. Ч. XII: Царствование Николая I. Т-Ю. СПб., 1900. С. 165. 25. ГААО.Ф. 2. Оп. 1. Т. 5. Д. 5631. Л. 37-37 об. Текст письма об объявлении блокады был подготовлен 31 июля (12 августа), передан представителям архангельских властей 1 (13) августа 1854 г. 26. Там же. Л. 58.; Морской сборник. 1854. № 10. Официальные статьи и известия. С. 105. 27. ГААО.Ф. 786. Оп. 1. Д.415.Л. 12 об. 28. Там же. Л. 19 об. 29. Там же. Л. 20-20 об. 30. Там же.Ф.2.0п. 1Т. 5. Д. 5631. Л. 81. 31. Там же. Л. 75 об. 32. ГААО.Ф.786.Оп. 1. Д .423.Л. 17 об ,- 18. 33. Там же. Л. 18. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz