Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

Извещение о результатах досмотра лодьи «Зо- сима и Савватий». Фото подлинного документа на английском языке. Из фондов ГААО. В 1855 г. «строгая» блокада беломор­ ских портов была объявлена существенно раньше - 30 мая (11 июня). Исключения для свободного прохода в Норвегию и об­ ратно частным судам жителей Архангель­ ской губернии сделано не было. В услови­ ях затягивающейся войны в Крыму такого рода самоограничения для правительств Великобритании и Франции, озабоченных отсутствием очевидных военных успехов, вероятно, стали казаться неприемлемы­ ми. Угроза вступления в войну Швеции (а соответственно и Норвегии), становилась все реальнее. За навигацию 1855 г. поморскими жителями Архангельской губернии было привезено к Архангельскому порту из Норвегии и с российского Мурманского берега рыбы сушеной 4620 пудов и соленой 8565 пудов. Объявлено ими для вывоза в Нор­ вегию разных товаров на 28 982 рубля 50 копеек. В Архангельскую таможню за привезен­ ные и вывезенные товары поступило пошлин вместе с карантинными, ластовыми и другими сборами - 45 497 рублей 96 1/4 копейки - существенно меньше, чем в предыдущем году32. «Ни нейтральные корабли, ни российские суда не могли ни привозить, ни вывозить товаров без явной опасности попасться в руки неприятелю», - говорилось в отчете Архангельской таможни33. Приведенные ниже таблицы составлены на основе отчетов Архангельской таможни за навигации 1854 и 1855 гг. Эти отчеты находятся на хранении в Государственном архиве Ар­ хангельской области в фонде 786 - Управление Архангельского таможенного округа (ГААО. Ф. 786. On. 1. Д. 415. Л. 12—21 об.; Д. 423. Л. 11-18) и содержат подробные сведения о дея­ тельности Архангельского порта. Сведения о приходящих к Архангельскому порту и покидающих его иностранных кора­ блях в навигации 1854 и 1855 гг. (ГААО. Ф. 786. On. 1. Д. 415. Л. 12 об.; Д. 423. Л. 12), пред­ ставлены в таблицах 1 и 2. В отчетах Архангельской таможни иностранные торговые суда, как правило, назывались кораблями, независимо от их водоизмещения и парусного во­ оружения. Так, например, в 1854 г. самый крупный иностранный корабль, пришедший к Архангельскому порту, имел вместимость 478 ластов, а самый меньший по размерам - всего 5 ластов. В таблице 3 и 4 указаны только те российские суда, которые приходили к Архангель­ скому порту из-за границы (согласно поданным в таможню декларациям) или уходили за границу в навигации 1854 и 1855 гг. Сведения «о судах, пришедших из российских портов и отошедших в оные» 'ftL 'p b fay*- £ ** у * - ^ р Г i t fa # ? /Ьг+и. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz