Давыдов, Р. А. Русский Север в войнах XVI-XIX веков / И. М. Гостев, Р. А. Давыдов ; Правительство Арханг. обл. - Архангельск : Фонд развития Соловецкого архипелага, 2014. - 261 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

шведско-норвежскому консулу за подписями командующих английской и французской эскадр от 1 (13) сентября 1854 г. (содержание его стало известно архангельскому военному губернатору раньше, чем консулу). «Милостивый государь (в оригинале - гораздо короче: Sir. - Р.Д.), Мы просим Вас обратить внимание на следующие обстоятельства, относящиеся до русской шхуны "Иоанн”, которая, следуя в Архангельск, прибыла сюда ныне утром. Оказывается, что шхуна эта былаупотребляема в течение лета для торговли между русскими гаванями морского берега и норвежскими портами, без перевозки, однако ж чего-либо, могущего служить продовольствием для бедных финмаркенских крестьян; ныне ж е положен в нее груз, и шкипер объясняет, что груз этот принадлежит фин- маркенской торговле, и под этим предлогом он надеется на свободный его пропуск в Архангельск. Мы не намерены употребить наших прав в этом случае, чтобы забрать судно это как приз, но желаем открыть злоупотребление в этом деле, и просим со­ действия Вашего в преграждении подобных обстоятельств. Английский консульский агент в Вадсе, кажется, участвует в спекуляциях по этому делу, и он приложил свою подпись к документу этого судна; но по званию своему, он не имел никакого права нани­ мать неприятельское судно (NB! - Р.Д.) из Белого моря, которое производило торговлю между русскими портами»30. В другом случае, моряки английского военного парохода «Бриск» при досмотре лодьи «Зосима и Савватий», направлявшейся с грузом в Норвегию, обнаружили документы, за­ веренные шведско-норвежским консулом и подтверждавшими, что судно занято в разре­ шенной торговле с Норвегией. Однако груз судна состоял не из продовольственных товаров, а из досок и других пиломатериалов. Командир английского парохода выразил свое не­ довольство: «Шведско-норвежский консул в Архангельске не вправе выдавать паспорты русским судам, если они идут в норвежский Финмаркен не с мукою и другими хлебными припасами». Тем не менее, он отпустил лодью, доведя до сведения российских властей в Архангельске, что в следующий раз в похожей ситуации лодья и груз будут захвачены3’ . Из альбома «Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богословским. К книге о купеческом судостроении в России». СПб., 1859 г. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz